Определите характер семантических изменений заимствованных слов. 1. Музей ( от лат.museum «храм») – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, хранящее и выставляющее для обозрения произведения искусства, предметы быта и под.;
2. Картотека (греч.theke «вместилище, ящик») - 1. систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями, материалами; 2. ящики для хранения карточек;
3. Календарь (лат.Calendae - календы « первый день месяца») – система счисления времени;
4. Комфорт (англ.comfort 1.утешение; 2.поддержка; 3. удобства) – совокупность бытовых удобств: благоустроенность и уют жилищ;
5. Комната (лат. caminata отапливаемое помещение) – 1. Отдельное помещение для жилья в квартире;2. отдельное помещение специального назначения;
6. Сюита (франц.suite1. продолжение, следствие, свита; 2. ряд, вереница; 3. связь, последовательность, сюита);
7. Спорт (англ sport 1. развлечение, шутка; 2. болельщик; 3. щёголь); фрамуга (польск.framuga «ниша, проём») – верхняя открывающаяся часть окна или двери;
8. История (греч.historia «рассказ о событиях») – 1. действительность в её развитии, движении; 2. наука о развитии человеческого общества; 3.ход развития, движения чего-нибудь; 4. наука о развитии какой-либо области природы, знания сохраняющееся в памяти человека; 6.рассказ, повествование; 7. происшествие.
При Словаря иностранных слов, толковых словарей современного русского языка самостоятельно проследите семантические изменения, произошедшие в этих словах. Изменения представьте в качестве цепочки:
Слово (в современном значении) = значение3 ß значение2 ß значение 1.
Задание 1. Проанализируйте деловой телефонный разговор. Выделите смысловые части телефонного разговора. Внесете ли вы коррективы в реплики собеседников? Что изменится в случае внесения корректировок?
А. - Алло?
Б. - Здравствуйте, это кафедра?
А. - Да, кафедра. А что вы хотите?
Б. -Скажите, это кафедра физики?
А. - Да, что вы хотите?
Б. -Можно узнать, когда будет преподаватель Ахметов А.А.?
А. - Сегодня… после обеда.
Б. - Это когда?
А. - С трех до шести вечера.
Б. - Ладно
Задание 2. Составьте телефонный разговор в соответствии с предложенной ситуацией. Выделите смысловые части телефонного разговора. По окончании каждого разговора проведите их анализ.
Ситуация № 1.Вы позвонили своему сокурснику, чтобы узнать расписание учебных занятий, на звонок ответила его мама.
Ситуация № 2.Вы позвонили в деканат, чтобы узнать, когда начинаются учебные занятия и имеется ли их расписание.
Ситуация № 3.Вы позвонили студенческую поликлинику, чтобы узнать, когда принимает врач Оспанов А.О.
-Привет Миша, представляешь сегодня шёл в магазин за хлебом. Магазин от моего дома находится примерно в двух шагах, ну близко в общем, сам знаешь. Ну так вот иду я такой к магазину, и вот уже протягиваю, руку чтобы открыть дверь, а из магазина в тот момент вылетает собака, ободранная, худая такая И сносит меня с ног! Я естественно падаю, упал ещё так больно прямо на копчик, до сих пор синяк. Я с трудом поднимаюсь и вижу эта собака за меня прячется и выглядывает на кого-то, я смотрю куда она смотрит, а она смотрит на продавщицу нашу- Веруньку. Та стоит, проход в двери загородила своими габаритами и шипит на собаку, а собачка то лишь подвывает. Потом Верунька на меня злой взгляд бросила, пробурчала что-то и в магазин обратно запихнулась. Мы с собакой на улице стоим и переглядываемся. А на улице то холодно -28 вот мне собаку и жалко стало. Я её себе забрал. Вот сейчас её помыл, подстриг и чай пью вместе с ней, с колбасой бе хлеба, хлеб то таки не купил