Определите характер устного речевого произведения (монолог, диалог, полилог), количество и социальные отношения собеседников, тему беседы. имеет ли беседа непринужденный характер? находятся ли собеселники в одном пространстве и в одно время? как это отражается в их репликах? укажите языковые черты, свидетельствующие об устной природе текстов (этикетные клише, упрощенные конструкции) 1. – Добрый день!
– Здравствуйте! Вы не подскажете, где находится юридическая
консультация?
Это не здесь. Вам нужно во-о-о-от туда, дверь открытая. Там
сразу налево.
- Да не за что.
2. — Ну так вот. Прихожу я вчера домой и вижу: банка валяется
разбитая. Спрашиваю: что это? А никто...это...никого дома нет.
Наверно, кошка столкнула.
3. Привет!
— Привет!
— Ну, как ты там?
— Ничего. А ты?
- Скоро к тебе выезжаю.
- Давай, жду.
Опишем условия возникновения речи на примере взрослого и ребенка: ив ходе совместной деятельности взрослый предъявляет ребенку два основных элемента, необходимых для возникновения речи: предмет и слово, которым он обозначается. Кроме того, он создает для малыша необходимость обозначить пред- мет словом, т.е. ставит перед ним "коммуникативную задачу" . Слово "задача" в данном случае означает, что перед ребенком объективно возникает проблемная ситуация, которая требует от него именно вербального решения. Взрослый называет предмет и побуждает малыша повторить его название, просит выполнить словесную инструкцию (например, принести какой-либо предмет, показать и назвать рисунок в книжке и т.п.). Если ребенок принимает эту задачу, он старается ее решить. Если взрослый не ставит речевой задачи перед ним, может образоваться разрыв между пассивной речью, т.е. ее пониманием и активной речью самого ребенка.
В исследованиях М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, В.В. Ветровой, М.Г. Елагиной, были выявлены три составляющие коммуникативного фактора, которые играют решающую роль в появлении у детей активной речи.
Первая из них — установление эмоциональных контактов взрослого с ребенком. В работе А.Г. Рузской доказано, что развитие пассивной и активной речи происходит гораздо более высокими темпами у детей, имеющих доброжелательные и доверительные отношения с взрослыми.
Вторая составляющая — насыщение ребенка слышимой речью. В исследовании В.В. Ветровой были получены данные, свидетельствующие о том, что в возникновении речи важен не сам по себе фактор наличия вербальной стимуляции ребенка, но социальный контекст, в рамках которого возникает речь, т.е. насыщение опыта ребенка слышимой речью дает благоприятный эффект лишь в том случае, если оно включено в ситуацию общения с взрослым.
Третья составляющая — организация взрослым сотрудничества с ребенком, в ходе которого он усваивает культурно-выработанные и средства общения, т.е. формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи (исследование М.Г. Елагиной).
— Надеемся, что Рособрнадзору удалось создать необходимые условия для проведения итогового сочинения в максимально комфортной обстановке для выпускников, — заявил глава ведомства Сергей Кравцов и отметил, что комплекты тем разработаны для каждого часового пояса и будут переданы в региональные центры обработки информации за 30 минут до старта мероприятия. А сами темы можно будет узнать на официальном информационном портале ЕГЭ и сайте ФИПИ за 15 минут до начала сочинения. Предполагается всего пять тем — по одной на каждое тематическое направление: «Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию М. Ю. Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь», «Чем люди живы?».
«Вечерний Петербург» уже сообщал, что одиннадцатиклассники должны уложиться в строго отведенное время — 3 часа 55 минут, причем писать работу они будут на специальных бланках. Им разрешается пользоваться орфографическим словарем. Количество слов в итоговом сочинении, которое оценивается как зачет — незачет, должно быть не менее 350.