В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
Irina1440
Irina1440
08.08.2021 18:22 •  Русский язык

Определите основную мысль текста, обратите внимание на правильную формулировку. Вот текст

Вспоминаю себя, мне тринадцать лет. Мы живем в леспромхозовском поселке, я только что вернулся на летние каникулы из школы, которая находится в райцентре, в пятидесяти километрах от дома. Живем без отца, нас у матери трое, я самый старший.

С вечера мать начинает тяжело вздыхать: завтра и послезавтра, в пятницу и субботу, общественная баня, мать — банщица. Ей надо натаскать с речки подле Ангары по крутому красному яру сотни ведер воды, чтобы заполнить два огромных чана. Руки у матери вытянуты, болят, болит и спина, а на коромысле воду по крутяку не поднять, коромысло не годится.

Я уже решил, слушая мать, что утром ей, хоть она и не просит, считая, что после школы надо дать мальчишке отдохнуть. Но что такое »? Это значит, что я с ведрами и она с ведрами, на узкой каменистой тропке не разойтись, и мать то и дело будет заставлять меня отдыхать. Уставая сама, она считает, что я, мальчишка, устаю еще больше, что детские мои силенки надрывать нельзя.

Поэтому я решаю поступить по-другому. Светает летом рано, по первому же свету можно подняться и до того, как уберется по дому мать, перетаскать хоть пол-Ангары. Но для этого надо подняться так, чтобы не разбудить мать. И я выдумываю, что мне в избе душно, я буду спать в сенях.

Утром вскакиваю часа в четыре. Еще сумерки, прохладные, знобкие, но с чистым небом, обещающим красный день. Бегу, согреваясь, к бане, отмыкаю ее и заглядываю в чан — в тот, который на топке. Дна не видать, это преисподняя, туда провалится с потрохами все что угодно. Но делать нечего, я берусь за ведра и скатываюсь к речке. Она шумит, прыгает по камням, над Ангарой рядом стоит парок. Плещу себе из речки в лицо, на мгновение замираю. Все, теперь вперед.

Часов у меня нет, я знаю только, что надо торопить-ся. Подъем занимает минуту-полторы, но взбегать при-ходится с задержанным дыханием. Чуть расслабишься, чтобы перевести дух,— сдвинуться потом трудно. И я еще от воды разбегаюсь с поднятыми на руках ведрами, чтобы не задевать о камни, и все равно заде-ваю, все равно плещу на себя. Остатки приношу в чан, и они булькают где-то так глубоко, что едва слышны. Потом снова вниз. Вверх и вниз, вверх и вниз, десятки и десятки раз. Запалившись, припадаю к речке, жадно пью; от пота и наплесков я мокр с головы до ног, но обсыхать некогда.

И я успеваю. Но, возвращаясь домой, я знаю, что такое усталость. Меня качает. В избе у нас еще тихо, я осторожно приоткрываю дверь в сенцы, отметив, что мать не выходила, сбрасываю мокрую одежду в угол и залезаю под одеяло. Все равно матери разогревать топку, все равно ей идти. Вот удивится-то! Так и подогнутся под нею ноги! Я моментально засыпаю.

Просыпаюсь от плача. Дверь из избы в сенцы приоткрыта, и я слышу, как топчутся вокруг матери сестренка с братишкой, как она сквозь слезы что-то отвечает им. И плачет, и плачет. И чувствую, как у самого у меня проступают слезы, как сладким страданием забивает горло. Так хорошо!..

...Мы жили в непролазной нужде, видели, каково приходится нашим матерям накормить-обшить нас, и взять на себя доступную нам, ребятишкам, долю их трудов было для нас так же естественно, как съесть кусок хлеба. Подталкивать к нас не приходилось. У матери радостей было в те суровые годы еще меньше, чем у нас, всякая радость от нас и шла, и мы своим услужением старались ее доставить. Мы рано становились взрослыми, и, с точки зрения иных теоретиков воспитания, детства у нас не было.

В самом деле: где ему быть? С семи годочков верхом на лошади возишь копны в сенокосную страду, с десяти кормишь ушицей всю семью, с двенадцати боронишь колхозные поля, с четырнадцати пашешь, как взрослый мужик... Не бывали мы в пионерских лагерях, не слыхали об «Артеке», костры жгли в лесу да у Ангары больше за делом; за ягодой, за грибами шли с ведрами, чтобы принести домой, на острова плавали, чтобы нарвать дикий лук и чеснок... С малых лет в работе, в пособи, как говорилось о ребятишках, но почему же тогда с такой радостью, с такой полнотой и теплотой, с таким чувством необъятности выпавшего нам счастья вспоминаются те годы? Детство есть детство, это верно. Оно, открывая мир, удивляется и радуется любой малости. Но и при этом никогда не соглашусь я, что мы были чем-то обделены (кроме, быть может, книг, которые узнавали позже), напротив, считаю, что повезло нам с выпавшими на детство трудными годами, ибо тогда не было времени на воспитание, а шли мы вместе со взрослыми ото дня к дню и шли, естественно, научаясь любви, состраданию, трудам и правилам, которые вкладываются в нравственность... А уж как мы верили, что наступят лучшая жизнь! И она наступила.​

Показать ответ
Ответ:
gameplay135
gameplay135
28.02.2021 22:26
Словарное богатство русского языка. Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике — наиболее изменчивой и гибкой его части. Словарный состав языка непостоянен: какие-то слова исчезают, потому что перестаёт существовать то, что этими словами обозначалось (историзмы) ; какие-то слова, напротив, появляются, чтобы обозначить (назвать) новые предметы, их действия, признаки (неологизмы) и т. д. Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражается в словах, которые фиксируются в словарях. Самый большой словарь русского языка составил В. И. Даль (нажмите для перехода к статье о В. И. Дале) . Этот 4-томный «Толковый словарь живого великорусского языка» — богатейшая сокровищница русского слова и народной мудрости. Он включает более 200 000 слов. По разнообразию и ценности фактического материала, по тонкости наблюдений словарь этот до сих пор остаётся неисчерпаемым источником для изучения живой русской речи века, своеобразной энциклопедией жизни русского народа. Чуть ли не сто лет назад почти вся Россия была обута в лапти (лапоть, по словарю В. И. Даля, «короткая плетёная обувь на ножную лапу») . Поэтому неудивительно, что в словаре В. И. Даля словарная статья о лаптях содержит массу сведений. В современной речи слово лапоть ещё можно встретить, но названия разновидностей лаптей, их деталей плетения и т. д. вышли из употребления с исчезновением этого вида обуви. Самым большим словарём русского литературного языка является 17-томный, в котором объяснено более 120 000 слов. Это «Словарь современного русского литературного языка» , созданный коллективом учёных Института русского языка Академии наук СССР (1950—1965). Словарное богатство русского языка создаётся не только значительным количеством слов, но и тем, что в нём много слов, близких по значению (синонимов) ; слов, противоположных по значению (антонимов) ; устойчивых сочетаний (фразеологизмов) , пословиц и поговорок. Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4—5 тысяч слов, хотя для выразительной речи этого мало. Даже «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина и др. включает около 7 тысяч слов. А. С. Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 000 слов. Однако нельзя утверждать, что он знал только эти слова. В его произведениях нет, например, слова лачуга, но есть слово лачужка, нет слова жмуриться, но есть зажмуриться и т. д. Очевидно, что поэт владел значительно большим лексическим запасом, чем использовал в произведениях и письмах. Богатство языка А. С. Пушкина заключается и в том, что он широко применял выразительные средства языка, в том числе синонимы. Так, поэта он называет то поэтом, то певцом, то стихотворцем, то пиитом, то бардом, то скальдом, а иногда и такими шутливо-ироническими наименованиями, как рифмотвор, рифмач, стиходей, стихоткач, стопосложитель. В речи отдельного человека, как в зеркале, отражается его общая культура, образованность, а также возраст, иногда и район проживания и т. д. Но главное – умение воспользоваться неисчерпаемыми ресурсами русского языка, его волшебными красками и тончайшими переливами.
0,0(0 оценок)
Ответ:
nikdelordp08m0z
nikdelordp08m0z
19.01.2023 22:10
Какой же мой любимый урок?Может математика?Может биология?А может музыка?Нет.Мой любимый урок-русский язык.
Я люблю этот урок потому,что я его отлично понимаю,мне нравится излагать свои мысли на бумаге,и я это умею и делаю весьма искусно.Я владею искусством слова.Отлично пишу изложения,сочинения,диктанты.Да и вообще потому,что я-гуманитарий.
Русский язык в умелых устах гибок,ловок,красив.Главное-уметь владеть русским языком.Я люблю русский язык-это мой родной язык.И мне кажется,каждый должен уметь правильно использовать свой родной язык,каждый должен любить его и не осквернять грамматикой.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота