Определите смысловые отношения между частями ссп.
1. лампы горели по-зимнему, и камин тихонько трещал…
2. часто в ольховых лесах вырастают густые заросли лесной сладкой малины, а на моховых кочках спеет черника.
3. то в избытке счастья слезы в три ручья, то душа во власти сна и забытья.
4. к вечеру дерсу немного успокоился, зато я не мог найти себе места.
5. то истиной дышит в ней все, то все в ней притворно и ложно.
6. солнце зашло за горы, но было еще светло.
7. не то светало, не то темнело.
8. петр петрович был так добр, а именно сам взялся доставить все в детский дом.
9. я был в каком-то восторженном настроении, да и было отчего.
10. началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
11. сказал бы словечко, да волк недалеко.
12. толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию.
1.Решите морфологическую пропорцию: видеть / виденный = греть /
1 гретый 2 греемый 3 греющий
Причастия страдательного залога времени образуются от основы инфинитива с суффиксов, различающихся для первого и второго спряжения глагола.
Таким образом: видеть – основа /виде/(искл. 2 спряжение) + суффикс нн = виденный.
Греть (по заданию необходимо образовать страдательное причастие времени)
– гре (основа)+т (суффикс)+ый (окончание)=гретый.
Видеть=виденный
Греть = гретый.
2.. С какого слова можно проверить безударную гласную в слове корабль?
1 линкор 2 кора 3 якорь
ответ: безударная гласная /о/ в корне слова «корабль» является непроверяемой и написание данного слова следует запомнить, а предложенные к проверке слова не имеют ничего общего в своей этимологии со словом /корабль/.
3.Примером какого неморфологического словообразования является выделенный в предложении неологизм Ф.М. Достоевского: И эта Дунечка за это кажется замуж идет!
1 морфолого- 2 лексико-семантический 3 лексико-синтаксический (переход в другую часть речи) (изменение значения уже существующего слова) синтаксический (сращение)
ответ: слово /кажется/ в данном предложении выступает в качестве дополнения, объекта, таким образом, перед нами контекстуальный переход из одной части речи в другую (если обратиться к произведению «Преступление и наказание», станет понятно, что вводное слово со значением неуверенности перешло здесь в существительное)
4.. Определите часть речи выделенного слова в предложении-загадке:
Есть корешок, есть и шляпка, а не гриб.
1 междометие 2 союз 3 частица
ответ: в данном предложении /и/ - частица.
Корни с чередованием: растут (-раст-), росла (-рос-), собирая (-бир-), отпирать (-пир-), наклонившись (-клон-), отложил (-лож-), загорая (-гор-), прикасаясь (-кас-)