. Определите, в каких контекстах наблюдаются разного рода отклонения от требований правильной речи (для этих случаев укажите, какие нормы литературного языка в них нарушены). Отделите от них примеры, в которых отклонения от языковых норм нельзя квалифицировать как ошибки, напротив, следует полагать речевыми приёмами – иначе намеренными отклонениями, осуществлёнными со специальными заданиями. Работу выполните по образцу, приведённому ниже. Типы речевых ошибок
Примеры с речевыми приёмами
Типы речевых приёмов
1. Президент призывает народ к совместному сотрудничеству (из ответа студента на занятии)
1. Лексическая ошибка (лексический несинонимический плеоназм)
1. Откровенно говоря, везёт тем, кто везёт (В.В. Путин. НТВ, «Программа “Максимум”»
1. а) Столкновение в одном контексте слов-омонимов; б) актуализация в контексте одного из значений многозначного слова. Ср.: везёт – ‘много работает’.
Примеры для анализа
1). Семья Мармеладовых находилась за чертой, то есть имела доход ниже прожиточного минимума (из соч. ученика по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
2). Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза… (М.А. Шолохов. «Судьба человека»).
3) К сожалению, экстремистские организации, они очень опасны для общества. (Телеканал «Россия 1», из выступления Д.А. Медведева на праздничном концерте, посвящённом Дню работников органов безопасности РФ, 20.12.10).
4) Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены (Марк Туллий Цицерон).
5) Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь (Проспер Мериме).
6) В этот момент стражи правопорядка вместе с едой и питьём ворвались в здание и задержали террориста (НТВ, информационная программа «Сегодня», 13.12.10) (Речь идёт о об омоновцах, которые под видом работников общепита принесли заложникам продукты питания).
7) Каждый человек должен задуматься и проанализировать то, как он общается с другими людьми (из творческой работы по русскому языку на ЕГЭ).
8) Нелегка жизнь простого российского пенсионера. Некоторые старички и старушки, не в силах прожить на нищенскую «пенсию», занимаются тем, что торгуют семечками, овощами, выращенными на своём огороде, и т.д. (газета «Шанс», 7-13 сент. 2006 г., с. 6).
1. Честный мальчик.
2. Сколько ошибок было в одном предложении?
Боялся ли мальчик ответа папы?
Сложно ли было мальчику не подглядывать в рассказ?
3. Однажды я получил двойку.Двойки я получал и раньше.От папы давно нет писем.Я боялся :если папа спросит про мою учебу,что я ему отвечу?Ждать я больше не мог.Я решил объяснить все Пал Палычу.
Да.Семь ошибок в одном изложении.Но выход есть.Вот возьми этот рассказ.Ты должен прочесть его дома,разок или два.Но не больше.Ты закроешь книжку и будешь писать.Только,чур,не заглядывать .Понял?
-А как же я буду писать не заглядывая.-спросил я.
-Ты сможешь.Ты ведь взрослый парень.-сказал Пал Палыч.
Я прочил рассказ два раза.Больше я не открывал книжку,хотя мне и хотелось.Я писал с трудом.Но ,я все написал ,как запомнил.Пал Палыч прочел и сказал:
-Человек ты я вижу ,честный.Так и пиши отцу.
-А откуда вы знаете,честный я или нечестный?-спросил я.
По изложению видно,-сказал Пал Палыч.