Орфоэпические и лексические нормы русского литературного языка Задание 1 . Отметьте утверждение, соответствующее действительности. Ударение в русском языке называется разноместным, т. к.
a) оно может падать на любой слог в разных словах;
b) оно может падать на любой слог в одном и том же слове;
c) в одном и том же слове в разных формах ударение может падать на разные слоги;
d) ударение в русском языке музыкальное, а не силовое.
Задание 2. Найдите правильный ответ. В словах атлас и атлас ударение служит:
a) для различения значения слов;
b) для указания на разную грамматическую форму слова;
c) для указания на варианты слова.
Задание 3. Найдите утверждение, соответствующее действительности. Орфоэпические нормы – это…
a) нормы ударения и произношения;
b) нормы построения словосочетаний и предложений;
c) нормы употребления многозначных слов;
d) нормы образования грамматических форм.
Задание 4. Отметьте ряд, где ударение служит для разграничения слов:
a) творог – творог;
b) щавель – щавель;
c) мышление – мышление;
d) вязанка – вязанка.
.
Задание 5. Найдите слово, в котором на месте «жд» допускается звук «щ» по нормам русского языка.
a) Вождь;
b) дождь;
c) одежда;
d) одежда.
.
Задание 6. Найдите слово, в котором на месте буквы «г» произносится «х».
a) Бог;
b) стог;
c) враг;
d) грог.
Задание 7. Отметьте ошибочное утверждение. Лексические нормы – это…
a) употребление слова в точном соответствии с тем значением, которые зафиксировано в словарях;
b) правила употребления терминов и иноязычных слов;
c) правила произношения сочетаний согласных в разных словах;
d) правила употребления синонимичных слов с учетом различных оттенков значения.
Задание 8. Какое из данных словосочетаний является фразеологизмом со значением:
обманывать кого-либо, представляя что-либо в искаженном, неправильном, но в выгодном для себя свете?
a) Втирать очки.
b) Протирать очки.
c) Надевать очки.
d) Снимать очки.
Задание 9. Какое из данных ниже словосочетаний не является фразеологизмом?
a) Вольная птица;
b) подстреленный кабан;
c) стреляная птица;
d) змея подколодная.
Задание 10. Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов. Форму слова можно по необходимости изменять.
Иметь-играть (роль, значение).
Последний-конечный-финальный-окончательный (станция, вопрос, вариант, свисток арбитра).
Задание 11. Составьте словосочетание с каждым паронимом, учитывая разницу в лексическом значении слов. Форму слова можно по необходимости изменять.
Зубной-зубчатый
Эффектный-эффективный
Деловой-деловитый
Одеть-надеть
Задание 12. Исправить лексические ошибки
1. Мы сходим на следующей остановке.
2. Содержание консервной банки следует выложить на сковороду.
3. Он такой скрытый человек.
Задание 13. Исправить ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний
1. Бежал, сломив голову.
2. Что у вас тут за Вавилонское творение?
3. Попал, как кур в щи.
4. Вот так мы и ушли несолоно нахлебавшись.
Наступило долгожданное утро, и, наконец, выпал снег. ССП две независимые части соединены сочинительным союзом и
Нам понравилась Наташа, но мама не разрешила с ней играть.ССП Две независимые части соединены сочинительным союзом но
Нам понравилась Наташа, но Юра выступил лучше. ССП две независимые части соединены союзом но сочинительным
Мы увидели счастливое лицо девочки, когда нашлась её собака.СПП слово когда начинает придаточнок предложение увидели когда?