Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулила ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
– Зачем?
– А просто так… Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(В.Песков)
Вопросы и задания:
1.Какова композиция текста?
2. Какова тема текста ?
3.Какова идея автора?
4. Каков вид связи предложений в тексте?
5.Каков стиль текста ? ответ обоснуйте.
6. Перечислите изобразительно-выразительные средства текста.
7. Выполните морфологический разбор слова (на) заболевшей (сосне)
8. Выполните морфемный разбор слов: СПРЯТАЛСЯ, БЕЗМОЛВНЫЙ, НАУЧИТЬ.
9. Выполните орфографический разбор слов: КОСТЯНОЙ, ПРЕДЧУВСТВИЕ, ЖЕЛТЫЙ, ПРИЛЕТ.
10. Выполните пунктуационный и синтаксический разбор предложения: В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.
Навострить уши - внимательно прислушиваться. У собаки уши имеют заостренную форму и собака поднимает торчком уши, когда прислушиваются. Отсюда возник фразеологизм.
Не видать как своих ушей - говорят про человека, который никогда не получит желаемого.
Погрузится во что-то по уши - говорят человеку в том случае, если он всецело поглощен каким-либо занятием. По уши можно быть и в долгах – если долгов очень много.
Покраснел до ушей - говорят, когда человек сильно смущен.
Развесить уши – так говорят про человека, слушающего кого-либо чересчур доверчиво.
Слушать во все уши – значит слушать внимательно.
Слушать вполуха или слушать краем уха - слушать без особого внимания.
Уши вянут - противно слушать что-либо предельно.
Уши режет - говорят, когда что-то неприятно слушать.
1. И вот наступает самое сладкое, самое тревожное, самое чудное- вечер.
2. Стемнело.
3. Едва-едва пламенеет тихая заря.
4. Зелёные сумерки.
5.Черны и резки контуры зданий с их чуждыми теперь, пустыми, неосвещёнными окнами.
6. Белые фигуры товарищей движутся, точно заворожённые.
7. Каждая веточка деревьев поразительно чётка на небе, которое светлее земли.
8. Гудят невидимые майские жуки.
9. Стройная песня вдали.
10. Смягчённый смех и разговор.
11. Самый обыденный звук доносится, точно из другого мира.
12. Совсем темно.
13. Зовут (куда?) спать.
Подлежащее
Сказуемое