1. Расставьте знаки препинания. Отметь сложные предложения (а, б, г, е). а) Телёнок дрожал мелкой дрожью, и слабенькие ножки его то и дело подламывались. б) Река ещё не замерзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. в) Я глядел во все стороны, но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. г несколько недель, и жизнь моя в столице начала меня тяготить. д) Изредка показывает свою черную спину играющий кит и шумно выпускает фонтан воды. е) Зверёк был неподвижен, и его совершенно нельзя было заметить.
2. Расставь знаки препинания. Отметь предложения, которые осложнены обособленными определениями (а, в. г, е, ж). а) Встревоженный голосами, раздававшимися на улице, хозяин не сразу открыл дверь. б) Желая укрыться от дождя, мы разбили палатки. в) Поднялась за рекой туча, большая и тёмная. г) Молодые березки, ещё не успевшие окрепнуть, темнели нежной листвой. д) Перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина. е) Мы посетили эти удивительные места России, известные с самого раннего детства. ж) А он, испуганный и встревоженный, так и не смог успокоиться в течение всего дня.
А.С. Пушкин говорил, что знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и звучание. В связи с этим роль знаков конца предложения трудно преувеличить. Во-первых, они членят текст на законченные мысли. Это можно увидеть в тексте Во-вторых, если в конце предложения поставлен восклицательный или вопросительный знак, то к функции разделения добавляются смысловые и эмоциональные оттенки восклицания или вопроса. Таким образом, невозможно представить жизнь без знаков конца предложения, потому что они отмечают границы предложений и делают нашу речь доступной для понимания.
а) Телёнок дрожал мелкой дрожью, и слабенькие ножки его то и дело подламывались.
б) Река ещё не замерзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
в) Я глядел во все стороны, но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором.
г несколько недель, и жизнь моя в столице начала меня тяготить.
д) Изредка показывает свою черную спину играющий кит и шумно выпускает фонтан воды.
е) Зверёк был неподвижен, и его совершенно нельзя было заметить.
2. Расставь знаки препинания. Отметь предложения, которые осложнены обособленными определениями (а, в. г, е, ж).
а) Встревоженный голосами, раздававшимися на улице, хозяин не сразу открыл дверь.
б) Желая укрыться от дождя, мы разбили палатки.
в) Поднялась за рекой туча, большая и тёмная.
г) Молодые березки, ещё не успевшие окрепнуть, темнели нежной листвой.
д) Перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина.
е) Мы посетили эти удивительные места России, известные с самого раннего детства.
ж) А он, испуганный и встревоженный, так и не смог успокоиться в течение всего дня.
Во-первых, они членят текст на законченные мысли. Это можно увидеть в тексте
Во-вторых, если в конце предложения поставлен восклицательный или вопросительный знак, то к функции разделения добавляются смысловые и эмоциональные оттенки восклицания или вопроса.
Таким образом, невозможно представить жизнь без знаков конца предложения, потому что они отмечают границы предложений и делают нашу речь доступной для понимания.