Основная и дополнительная информация может быть рассмотрена и на уровне предложения.
Алгоритм анализа:
• Разделить текст на смысловые части на основе ключевых слов,
Сформулировать КЗ каждой смысловой части;
Определить основную и дополнительную информацию смысловой части
Охарактеризовать дополнительную информацию смысловой части по содержанию;
Рассмотреть роль каждой смысловой части в всего текста,
• Выявить возможности компрессии текста на уровне предложения и всего текста.
Задание N 1. Определите в микротекстах основную и дополнительную информацию.
Текст 1. Гетеротрофами называются организмы, использующие для питания готовые
сложные органические соединения. Эти соединения дают гетеротрофам энергию,
необходимую для их жизнедеятельности, а также служат источником специфических атомов
и молекул, идущих на поддержание и возобновление клеточной структуры и
новообразование протоплазмы в процессе роста. Текст 2. Поступающие в клетку
органические вещества служат для нее источником, во-первых, небольших «Строительных
блоков» используемых для биосинтеза новых клеточных компонентов или замены
компонентов, отслуживших свой срок, и, во-вторых, источником химической энергии. Когда в
клетке происходит расщепление питательных веществ, обычно высвобождается энергия.
значительную ее часть клетка использует на поддержание своих жизненных процессов.
Энергия поступает в различные участки клетки и переходит из одной формы в другую.
Текст 3. Животные в отличие от растений имеют две различные, но взаимосвязанные
системы координации - нервную и эндокринную. Нервная система действует очень быстро,
ее эффекты четко локализованы, а в основе ее деятельности лежит электрическая и
химическая передача. Эндокринная система действует более медленно, ее эффекты носят
108 диффузный характер, ав основе ее действия лежит химическая передача сигнала через
систему кровообращения.
Текст 4. Кровь у млекопитающих состоит из клеток, взвешенных в жидкой среде,
называемой плазмой. Клетки составляют около 45%, а глазма – 55% общего объема крови.
3)Позже приложат ( сов в ,невозвр ,перех ,1 спр ,,изъяв .н ,вбудущ .вр ,3 лицо)немало усилий на восстановление картины.
4)Картину <<Ночной дозор>> разместили( сов в. ,невозвр ,перех ,2 спр ,изъяв накл .,в вр ,во мн ч ) в здании Стрелкового общества.
5) До сих пор пытаются ( несов в ,возвр , неперех ,1 спр ,изъяв накл ,наст. вр ,3 лицо)разгадать( неопр .форма - сов втд ,невозвр ,перех ,1 спр.) истинный замысел художника.
2. Я принимал решение очень обдуманно. Решение было обдумано всеми участниками.
3. Он растерянно смотрел вниз. Все важные бумаги были растеряны.
4. Ребенок получил наказание заслужанно. Первое место было им заслужено.
5. Настя озабоченно задавала вопросы. Моя мама была озабочена проблемами.
6. Его голос испуганно задрожал. Жителя города были испуганы.
7. Вася уверенно ответил на уроке. Я не уверена, чт он прав.
8. Выступление организованно. Было организовано мероприятие.