Особенности художественного стиля речи
Сфера общения: словесно-художественное творчество.
Признаки стиля:
• образность,
• широкое использование изобразительно - выразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты и т.д.; эмоционально-оценочные слова, диалектизмы и пр.)
2. Понятия «Литературный язык» и «язык художественной литературы» не одно и то же.
Литературный язык Язык художественной литературы
1. Это образцовый, нормированный язык длительную обработку в текстах авторитетных мастеров слова. 1. Характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.
2. Сложился постепенно, в течение нескольких столетий. Особенности: устойчивость, стабильность, высокая социальная престижность (обслуживает все сферы человеческой деятельности). 2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка художественной литературы одни и те же, но в языке художественной литературы используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и и жаргонизмы.
3. Нормы литературного языка - это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Они закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом. 3. Язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия.
3. В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли — она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации но и сама информация. Подбор слов грамматических форм и конструкций даже звуков не менее важен чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия слова предложения которые точно выражают именно то что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того что сказано на то как сказано глубину неповторимость и силу. Читая художественное произведение ощущаешь себя соавтором.
• Спишите текст, расставьте знаки препинания.
• Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ. Начните рассуждение так: Я согласен / не согласен с мнением автора о том, что …. (здесь надо сформулировать главную авторскую мысль, с которой вы соглашаетесь или спорите), потому что … (приведите не менее 3-х аргументов). Запишите.
Справедливый - справедливейший (суффикс -ейш-; чередующихся нет)
Честный - честнейший (суффиксы -н-, -ейш-; чередующихся нет)
Счастливый - счастливейший (суффикс -ейш-; чередующихся нет)
Интересный - интереснейший (суффиксы -н-, -ейш-; чередующихся нет)
Простой - простейший (суффикс -ейш-; чередующихся нет)
Сложный - сложнейший (суффикс -ейш-; чередующийся нет)
Легкий - легчайший (суффикс -айш-; чередующиеся к-ч)
Яркий - ярчайший (суффикс -айш-; чередующиеся к-ч)
Широкий - широчайший (суффикс -айш-; чередующиеся к-ч)
Глубокий - глубочайший (суффикс -айш-; чередующиеся к-ч)
Великий - величайший (суффикс -айш-; чередующиеся к-ч)
Редкий - редчайший (суффикс -айш-; чередующиеся к-ч)
Тонкий - тончайший (суффикс -айш-; чередующиеся к-ч)
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола» . В сутолоке ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям, ею движет желание проявить активность своей натуры. Есть в ней и эгоистическое чувство.
«На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники называли ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза» . Не присутствует ли доля эгоистического чувства даже в хлопотах о выставке Тимофеева? Недаром же на вернисаже говорят: «Этой выставкой мы целиком обязаны.. . одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне... » «Настя смутилась до слез» . Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.
Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая» .
Объяснение: