От глагола писать образуйте новые слова при приставок до-, в-, с-, пс-, под-, над-, за-, на, с-. Назовите приставки, в которых всегда пишется гласная О, приведите примеры. В каких приставках всегда пишется гласная А?
Приведите примеры. Сформируйте правило.
Сравните слова подержали и поддержали по составу. На пример: подержанные книги
Почему во втором слове пишется два Д,
Придумайте с этими словами предложения.
Определите значение приставок ЗА- (подставьте слово «начать»).
А. Найдите слово, «лишнее» в данном ряду по значению приставки.
Запеть, заиграть, заговорить, заклеить.
Б. Подберите к данным глаголам слова с приставками, противоположными по значению.
Выходить, выбегать, вытащить.
Найдите корни и приставки.
Подлить, продлить; затрубить, отрубить;
Смешить, смешивать; слеза, слезать; надоить, надорвать;
Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подолбить, подоить, пододеяльник.
Сделайте вывод закончив предложение.
Приставка придает слову …
Суффикс
Прочитайте. Найдите однокоренные слова. Запишите их. Выделите окончание и основу. Обозначьте корень, приставки, суффиксы.
Снежная сказка
Проплясали по снегам У заснеженной реки
Снежные метели. В снежном переулке
Снегири снеговиками звонко носятся снежки.
Песню просвистели. Режут лед снегурки
/C. Погорельский/
А. Расскажите, что нужно сделать, чтобы найти суффикс.
Б. Найдите слово, построенное по модели:
Найдите суффикс -чик и -ик. Чтобы не ошибиться, внимательно выделите корень.
Ключик, переплетчик, стульчик, мячик, разносчик.
Проанализируйте, как образовались данные слова, выделяя суффиксы.
Какое значение придают словам суффиксы -ечк; -юш; -юшк?
Приведите примеры других слов с этими суффиксами.
Придумайте и запишите слова с суффиксами -еньк, -оньк, -очк-, -ечк-. Подчеркните в них орфограммы.
Подумайте над значением суффикса -тель- в данных словах.
Какое слово здесь «лишнее» (в нем суффикс -тель- имеет другое значение)?
Учитель, водитель, писатель, двигатель.
Сделайте вывод, докончив предложение:
Суффикс придает слову …
Запишите предложение.
Приставки, корни. Суффиксы, окончания это – м о р ф е м ы. мор[ф’э]ма
ответьте на вопросы.
А. Как называются морфемы, из которых строятся слова?
Перечислите их.
Б. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается морфемный состав слова?
Зима (И.п.,1 скл), в горах (П.п.,2 скл), снег (И.п.,2 скл), на вершинах (П.п.,2 скл), солнце (И.п.,2 скл), куски (В.п.,2 скл), сахара (Р.п.,2 скл), скалами (Т.п.,2 скл), осень (И.п.,3 скл), осень (И.п.,3 скл), клёны (В.п.,2 скл), пятки (В.п.,2 скл), берёз (Р.п.,2 скл), яблонь (Р.п.,2 скл), груш (Р.п.,2 скл), на крутизне (П.п.,1 скл), пихта (И.п.,1 скл), в полосе (П.п.,1 скл), лета (Р.п.,2 скл), свечи (В.п.,2 скл), шишек (Р.п.,2 скл), траве (Д.п.,1 скл), лошади (И.п.,2 скл), по склону (Д.п.,2 скл), хороводы (В.п.,2 скл), долине(Д.п.,1 скл), лето (И.п.,2 скл).