Долго стою на опушке рядом с елью. трогаю её блестящие ветки, которые слегка влажные от ночного тумана. смотрю ,как просыпается небо. солнце лениво ощупывает макушки берёз, светится в сучьях лиственниц ,что высоко стоят над лесом. паутина серебрится узорным пятном. не желая разрушать волшебное творение, обхожу его стороной, но всё-таки тончайшие паутинки садятся на лицо, прилипают к одежде. надо мне выбраться к вырубке возле опушки берёзовой рощи. там ловлю я птиц, смотрю, как живёт лес, пишу свои заметки. на светло-голубом сентябрьском небе берёзы очаровывают светлой и солнечной окраской вершин, которые как -будто уходят вглубь этого бездонного неба. даже издалека видно, как сухо, тепло в берёзовой роще, словно горит она спокойным жёлтым пламенем, и жаль, что скоро под студёными ветрами сникнут и потухнут костры берёз, угаснет игра тёплых тонов.сбросив листву и обнажив свои ветви, берёзы растворяются в лесу, будто говорят: "вот, мы всё отдали." загловок"очарование осени" vi. укажите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными, графически обозначьте их. трогаю её блестящие ветки, которые слегка влажны от ночного тумана. на светло-голубом сентябрьском небе берёзы очаровывают светлой и солнечной окраской вершин, которые как-будто уходят вглубь этого бездонного неба. vii. укажите в тексте примеры обособленных обстоятельств. сбросив листву и обнажив свои ветви, берёзы растворяются в лесу, будто говоря: "вот, мы всё отдали".
Так как в 10 классе русского быть вообще не должно, материал новый не проходится, потому моей фантазии хватило только на ЕГЭшные задания, немного местами изменённые. на ваш суд предоставляю:
1. исправьте лексическую ошибку: ПОЕЗЖАЙ осторожно опытные БУХГАЛТЕРЫ ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ домами по ОБОИМ сторонам салат из ПОМИДОРОВ
2. выпишите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная: тр...вянистый оз...рять к...вычки д...кламация акв...рель
3. определите ряд, в котором пропущена одна и та же буква. в впишите оба слова без пробела. во...двигнуть, и...сякший п...прище, з...певала пр...града, пр...смотреться по...кидывать, на...кусить ра...счёт, бе...молвный
4. выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется Е запасл...вый находч...вый подмиг...вать ландыш...вый подскак...вать
5. выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется Я пол...щая (огород) вид...щий (насквозь) (гуси) щипл...т (траву) раду...щийся (гостю) кол...щий (предмет)
6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. дОверху красИвее довезЁнный началА вероисповедАние
7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) НАЛИЧНОСТЬЮ называют как наличные деньги, так и находящиеся на банковском счёте. 2) У детей надо воспитывать ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, художественный вкус, который так влияет на душевное развитие личности. 3) Чуткость, ГУМАНИЗМ, искренность, правдивость — это всё черты характера. 4) Наши части встретили отчаянное СОПРОТИВЛЕНИЕ противника. 5) Она предложила мне приобрести АБОНЕМЕНТ на серию спектаклей в каком-то клубе с ужинами и танцами.
8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов - без пробелов) 1) Зато 2) С тех пор 3) Лишь 4) Едва 5) Поскольку (1)До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов, поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2)Положение стало меняться с возникновением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики, когда появились первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях. (3) ____ интерес к словам, обозначающим эмоции, непрерывно возрастает
9. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. свЕрлит прИнятый кУхонный диспансЕр тОрты
10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. золотых СЕРЁГ ремонт КРОВЕЛЬ более ТРЁХСТА быстро ВЫЗДОРОВЕЕТ КЛАСТЬ кирпичи
11. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. р...стительный с...луэт ск...нировать бл...стящий обж...гающий
12. исправьте ошибку Благодаря хлопот директора гимназия получила новый компьютерный класс.
13. Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару). (1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите СЛОВОСОЧЕТАНИЕ правильно. на ОБЕИХ руках новые БУЛЬДОЗЕРЫ ПЯТЕРО котят САМЫЙ УМНЕЙШИЙ знаток ЛЯГТЕ на пол.
15. Укажите, о каком тропе говорит высказывание: замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения, например, город белых ночей, вместо Санкт-Петербурга, автор произведения "Горе от ума", вместо А. Грибоедов.
1. исправьте лексическую ошибку:
ПОЕЗЖАЙ осторожно
опытные БУХГАЛТЕРЫ
ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ домами
по ОБОИМ сторонам
салат из ПОМИДОРОВ
2. выпишите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная:
тр...вянистый
оз...рять
к...вычки
д...кламация
акв...рель
3. определите ряд, в котором пропущена одна и та же буква. в впишите оба слова без пробела.
во...двигнуть, и...сякший
п...прище, з...певала
пр...града, пр...смотреться
по...кидывать, на...кусить
ра...счёт, бе...молвный
4. выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется Е
запасл...вый
находч...вый
подмиг...вать
ландыш...вый
подскак...вать
5. выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется Я
пол...щая (огород)
вид...щий (насквозь)
(гуси) щипл...т (траву)
раду...щийся (гостю)
кол...щий (предмет)
6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
дОверху
красИвее
довезЁнный
началА
вероисповедАние
7. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) НАЛИЧНОСТЬЮ называют как наличные деньги, так и находящиеся на банковском счёте.
2) У детей надо воспитывать ЭСТЕТИЧЕСКИЙ, художественный вкус, который так влияет на душевное развитие личности.
3) Чуткость, ГУМАНИЗМ, искренность, правдивость — это всё черты характера.
4) Наши части встретили отчаянное СОПРОТИВЛЕНИЕ противника.
5) Она предложила мне приобрести АБОНЕМЕНТ на серию спектаклей в каком-то клубе с ужинами и танцами.
8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов - без пробелов)
1) Зато
2) С тех пор
3) Лишь
4) Едва
5) Поскольку
(1)До недавнего времени внутренний мир человека занимал психиатров, философов, поэтов, но мало интересовал лингвистов. (2)Положение стало меняться с возникновением в 60-х годах XX века современной лингвистической семантики, когда появились первые опыты описания эмоциональной лексики в словарях. (3) ____ интерес к словам, обозначающим эмоции, непрерывно возрастает
9. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
свЕрлит
прИнятый
кУхонный
диспансЕр
тОрты
10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
золотых СЕРЁГ
ремонт КРОВЕЛЬ
более ТРЁХСТА
быстро ВЫЗДОРОВЕЕТ
КЛАСТЬ кирпичи
11. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
р...стительный
с...луэт
ск...нировать
бл...стящий
обж...гающий
12. исправьте ошибку
Благодаря хлопот директора гимназия получила новый компьютерный класс.
13. Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).
(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите СЛОВОСОЧЕТАНИЕ правильно.
на ОБЕИХ руках
новые БУЛЬДОЗЕРЫ
ПЯТЕРО котят
САМЫЙ УМНЕЙШИЙ знаток
ЛЯГТЕ на пол.
15. Укажите, о каком тропе говорит высказывание:
замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения, например, город белых ночей, вместо Санкт-Петербурга, автор произведения "Горе от ума", вместо А. Грибоедов.