Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае. 1. Море чудесное, синее и нежное (Чехов). 2. Конный пешему не товарищ. 3. Свежа в апреле ранняя заря (Бунин). 4. Друзья прямые что братья родные. 5. Попытка не пытка, а спрос не беда. 6. Без дела жить только небо коптить. 7. Учиться всегда пригодится. 8. «Я сын своего несчастного отечества», — сказал офицер (Паустовский).
9. Природа есть родина всех талантов, начиная от... солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 10. Русский язык один из богатейших языков в мире. 11. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 12. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 13. Острый язык дарование, длинный язык наказание. 14. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 15. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.
а) сказка; б) сжать; в) сказали; г) считай.
2. Поставить правильное ударение в словах:
туфля, сироты, позвонит, обеспечение, черпать, духовник, намерение, каталог, усугубит, ходатайство, портфель.
3. В каком варианте указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?
а) Вдвоем, двойка, второй, удвоить;
б) У кого-то, своя, тебе, ничей;
в) Вымытый, брызжущий, отправлена, приплывший;
г) Повыше, высота, возвысив, превысил.
4. Где пишется "Ь"?
а) Утро начинает..ся с улыбки;
б) Нередко приходит..ся обращат..ся к словарям и справочникам;
в) Вам нужно чаще втречат..ся с друзьями;
г) После трудного похода хорошо спит..ся на свежем воздухе.
5. В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква?
а) пр..падать к земле, пр..нести, пр..ломить;
б) с..ехал, обез..яний, транс..европейский;
в) пр..родина, пр..язык, пр..говориться;
г) небез..звестный, под..грать, вз..скать.
6. Найти четвертое лишнее:
а) умирать, умер, примерял, мертвец;
б) пловец, пловчиха, плов, плавать;
в) прикоснуться, касаться, косой, прикосновение;
г) прилагательное, предположить, полог, ложбина.
7. В каком ряду пропущенную гласную во всех словах можно проверить ударением?
а) к..лоритный, дел..катес, экстр..мальный;
б) цив..лизация, ап.тичность, укор..тить;
в) зав..нтить, запр..женный, заплак..ть;
г) вскл..коченный, тр..пещущий, ск..мпонованный.
8. Объяснить лексическое значение слов и составьте с ними предложения:
приоритет, верстать, артерия, дилетант, менталитет.
9. Произвести морфемный и словообразовательный разбор слов:
вороненый, вознаграждение, губчатый, зернохранилище, переливчатый.
10. К заданному слову "боль" подобрать три синонимических ряда:
1 – существительные; 2 – существительное + прилагательное; 3 – существительное + глагол.
11. К данным словам иностранного происхождения придумать русские
синонимы:
респондент, прерогатива, мемуары, менталитет, сентиментальный.
12. Просклонять числительные:
11. 159, 6500.
13. В каком случае НЕ пишется слитно?
а) (не) желая сознаваться;
б) книга (не) издана;
в) (не) смотря на плохое здоровье;
г) (не) прекращавшийся ни на минуту дождь14. Определите, что изучают эти науки:
а) этика;
б) экономика;
в) эмбриология;
г) этимология;
е) эстетика.
15. Определите тему и идею приведенных пословиц.
Писать вилами на воде.
По платью встречают, а по уму провожают.
16. К данным словам (словосочетаниям) подобрать фразеологические обороты:молчать, предмет общих пересудов, уводить разговор в сторону, ничего не делать, выполнить без помех.
17. Произвести полный синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания:
Время от времени ветер изменял свое направление и тогда слышались с реки отрывистые крики народа толпившегося на берегу и ожидавшего парома который чуть видимою точкой чернелся на более и более бледневшей поверхности воды влача за собой огненную искристую полосу света.
18. Вставьте орфограммы, расставьте знаки препинания. Объяснить графически.
После многодневной (не)прекращающ..йся осады весна в..рвалась в город. Рушились подточе(нн,н)ые солнцем снежные в..лы и креп..ст.. в..здвигнутые реб..тишками а в лужах терпели бед..ствие бумажные фл..тилии дымил..сь еще (не)очищенные от снега скаты (темно)синих крыш. Грачи словн.. минеры озабоче(н,нн)о прощуп..вали длинными белыми носами (не)ста..вший снег.
19. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.
20. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
Десница, виктория, ланиты, политес, ветрило, шуйца.
21. В каком из предложений слово "пробежала" употреблено как метафора?
1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку.
2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.
3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.
22. Какова основная мысль данного отрывка? Как она выражена?
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком. (С. Данилов)
23. Какая ошибка допущена в предложении? Исправьте ее.
Заниматься ему ничего не мешало.
24. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?
Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.
25. Какие из приведённых слов этимологически родственны?
Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.
Роль словарей в современном мире велика. Их общая функция - фиксация, систематизация, накопление и хранение знаний о мире и о национальном языке, передача этих знаний от поколения к поколению.
Словарь - это собрание слов и выражений с пояснениями или с переводом значения слова с одного языка на другой. Каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа - творца языка. Язык давно ушедших поколений и его толкование мы можем узнать из словаря. В некотором смысле словарь можно назвать исторической повестью, музеем национальной культуры.
В последнее время все больше осознается роль словарей в духовной жизни общества, в осмыслении культурного и исторического наследия народа. Кроме этого, словари обогащают индивидуальный словарный запас, тем самым повышая культуру речи. Поэтому словарь по праву является памятником духовной, общественной и эстетической мысли.
"Усердней каждый день смотрю в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства..." С.Я.Маршак "О словаре".