По култура речи. 1. прочитайте ниже отрывки из статей и ответьте на вопрос: есть ли основания говорить, что язык гибнет?
«чтобы оценить состояние языка, может быть, является целесообразным различать два аспекта, плохо дифференцирующиеся в лингвистической терминологии: структура языка (langue) и умение пользоваться им, языковая что касается структуры языка, то тут языку ничего не угрожает. отмечается некоторое расшатывание нормы. но это свойственно всем современным языкам, тем более «большим» языкам, на которых говорит все более этнически пестрое население…» в.г. гак
«мне кажется, главное – плохая «языковая компетенция» большинства наших современников. прежде всего иной должна стать повседневная устная речь тех, кто обучает, - учителей, преподавателей, а этого не достичь не только без изменений в духовной культурной жизни общества в целом, но и отдельного человека». л.п. крысин
2. прочитайте высказывание великих людей о языке и речи. прокомментируете одно из высказываний, подобрав 3 аргумента.
а) как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь . (гораций)
б) слово – самый сильный наркотик, который использует человечество. (р. киплинг)
в) совершенствовать свой язык — огромное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое (д.с. лихачев)
г) обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (а.толстой)
3. проверьте написание следующих слов по словарю. объясните значения выделенных слов.
а…к…мулировать кап…таловл…жения, филосо…ский термин, коэ…фиц…нт, а…сорт…мент, инфл…ц…онные процессы, г…н…ратор, ди…гра…ма, интерпр…тация, пр…ор…тет, экв…в…лентный, к…мп…тенция, ко…муникация, пр…в…легия, ко…мерция, ра…считывать на д…в…ден…ы, инд…ксац…я, ди…п…зон, м…н…стерство ф…нансов.
4. какие функции языка реализуются в следующих высказываниях?
1) , меня зовут марина витальевна (преподаватель на первом занятии). 2) какое было дождливое лето. — да, осень, говорят, еще хуже будет. 3) лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной (и.бунин) 4) закройте, , дверь! 5) термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности ( язык. энциклопедия)
5. разделите ниже выражения на 4 группы: жаргонные, просторечные, диалектные, разговорные. перечислите характерные черты каждого из этих типов лексики.
что сегодня по телику?
мне стремно с ним разговаривать.
положь сумку на заднее сидение.
видюха сдохла.
дайте экспрессо и два курасана.
отксерь мне несколько листочков.
в ихнем дворе сделали новую детскую площадку.
векша пробежала по дорожке.
ехай скорей, а то опоздаешь.
инет лагает и тормозит.
иди вон по той стежке.
принеси мне гашник.
в магазине вкусные грей-фрукты.
ответ:ОтЛОЖить, поЛОЖить, приЛОЖить, предпоЛАГать, изЛАГать, распоЛОЖиться, вЛОЖение, сЛАГаемые, поЛОГ (искл.), предпоЛОЖить;
выРОСли, заРАСТать, заРОСло, РОСТок (искл.), недоРОСль, подРАСТи, возРАСТ, подРАСТать, РАСТения, РАСТущий, выРАЩенный, отРАСль (искл.), РОСТОВ (искл.), водоРОСли;
заПИРать, заМЕРеть, соБИРать, расСТИЛаться, выТЕРеть, БЛЕСнуть, приДИРаться, выЖИГать, БЛИСТательный, заНИМать, поНИМать, наЧИНать, выЖЕЧь, взБИРаться, проБИРаться, поСТЕЛить, отБИРать, заЖИГать; соЧЕТать (искл.), соЧЕТание (искл.), ЧЕТа, выЧИТать, выЧЕСть;
КАСаться, приКОСнуться, приКАСание, КОСнуться, приКОСновение, приКАСаться, КАСательная, неприКОСновенный;
ГОРе´ть, заГОРе´лый, заГА´Р, ГОРе´лый, уГОРе´ть, разГОРа´ться, подГОРа´ть, доГОРе´ть, уГА´Рный газ, заГОРе´ть, вы´ГОРеть, переГОРе´ть, наГА´Р;
МАКать в сметану, непроМОКаемый плащ, выМОКнуть под дождем, обМАКнуть кисть, обувь проМОКает;
сРАВНить числа, РАВНосторонний, все РАВНо, РАВНяйтесь, РАВНина, РОВНять грядки, уРОВЕНь, РОВЕСНИК, поРОВНу (искл.), подРОВНять волосы, уРАВНять условия, сРАВНение;
СКАКать, подСКОЧить, СКАЧок (искл.), СКАЧу (искл.), выСКОЧка;
поПЛАВок, ПЛОВчиха, ПЛОВец, ПЛАВучесть, ПЛАВун, жук-ПЛАВунец;
сКЛОНить, сКЛОНе´ние, наКЛОНи´ть, КЛА´Няться, поКЛОНи´ться;
ТВОРе´ц, уТВА´Рь;
ЗАРя´(искл.), ЗО´Рька, ЗА´Рево, оЗАРе´ние (искл.), ЗАРя´нка (искл.), ЗОРе´вать (искл.).
__
**Указанные КОРНИ обозначить, орфограмму (чередующиеся гласные в корне слова) подчеркнуть одной чертой.
Указанные ударения проставить.
В корнях -лаг- /-лож-, -раст-, -ращ-/-рос- подчеркнуть двумя чертами последние согласные корня.
В группах с корнями -кас-/-кос-, а также -бир-/-бер-,-пир-/-пер- и т.д. обозначить суффикс -а- и подчеркнуть двумя чертами.
ответ: Невнимательность мешает тебе сосредоточится. (пишется вместе, так как утверждается отрицательный признак)
Некрасивая собака, чёрного цвета, перебежала дорогу. (пишется вместе, так как отрицательный признак)
Малышу неинтересно нас слушать. (пишется вместе, так как нет противопоставления)
Твоё необдуманное решение привело к плохой оценке. (пишется вместе, так как нет противопоставления)
Некоторые мои одноклассники ходили в поход две недели назад. (пишется вместе, так как неопределённое местоимение, где приставка не находится под ударением)
1.ничто.
2.ничем
3.не хотелось
4.никто
5.ничто
6.не трогало
7.никто
8.никто
9.не был
Объяснение: