По Н. Михаилову берегов.
208. Спишите, раскрывая скобки. Определите, от чего и с чего образованы
Данные слова,
(Најраспашку, бе (3, с) боязненно, (по) одиночке, (на) прямик, (едва) едва,
(не) уклюже, (в) начале, (мало ) помалу, (в) верху, ра(сс, с) редоточенно, (в) слепую,
затемн(0, а), надолго, а), (с) разбегу, горяч... .
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.
Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.
Значит, не только слова, вошедшие в текст автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
Белый как снег лебедь (подлежащее, __), с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною и красивою шеею, спокойно плывёт (сказуемое, =) по гладкой поверхности воды.
Задание 2: отметь (х) все словосочетания с именами прилагательными. Наблюдай, употребляются зависимые слова (ЗС): до или после главных (х)?
белый (ЗС) лебедь (х): зависимое слово до главного
с чёрным (ЗС) носом (х): зависимое слово до главного
с чёрными(ЗС) лапами (х): зависимое слово до главного
с длинною (ЗС) шеею (х): зависимое слово до главного
с красивою (ЗС) шеею (х): зависимое слово до главного
по гладкой (ЗС) поверхносте (х): зависимое слово до главного
Задание 3: Выпиши словосочетания с именами прилагательными: главное слово, вопрос, зависимое. Предлоги пиши только с главными словами. В скобках указывай значение словосочетаний. Над членами каждого словосочетания надпиши признаки, в которых они согласуются (указаны в скобках).
лебедь (х) → какой?→белый (ЗС)
значение: определительное (предмет+признак предмета); признаки: и.п., м.р., ед.ч.
с носом (х) →каким?→ чёрным (ЗС)
значение: определительное; признаки: т.п., м.р., ед.ч.
с лапами (х) →какими?→ чёрными
значение: определительное; признаки: т.п., мн.ч.
с шеею (х) → какой?→длинною (ЗС)
значение: определительное; признаки: т.п., ж.р., ед.ч.
с шеею (х) → какой?→красивою (ЗС)
значение: определительное; признаки: т.п., ж.р., ед.ч.
по поверхности (х) какой?→гладкой (ЗС)
значение: определительное; признаки: д.п., ж.р., ед.ч.
и.п. - именительный падеж
д.п. - дательный падеж
т.п. - творительный падеж
м.р. - мужской род
ж.р. - женский род
ед.ч. - единственное число
мн.ч. - множественное число