ПОЧТА. ТЕЛЕГРАФ. ТЕЛЕФОН.
(1)Посёлок был маленький. (2)А геологу, вышедшему из леса, он показался большим столичным городом. (3)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью: «Почта. Телеграф. Телефон». (4)В этот поздний час маленькие окна почты были уже закрыты, работали только телеграф и переговорный пункт.
(5)Геолог сел к столу и стал ждать вызова. (6)Потом он взглянул на телефонистку, сидевшую за стеклянной перегородкой. (7)Это была худенькая девушка, которая всё делала деловито. (8)В её власти было сокращать расстояния, соединять человеческие сердца.
(9)Вдруг девушка вызвала фамилию геолога. (10)Он бросился к кабинам, но ни в одной из них не загорелся свет, как это случалось всякий раз, когда был на проводе другой город. (11)Тогда он понял, что телефонистка приглашает его к своему окошку.
(12) – Ваш абонент не отвечает, - сказала она.
(13)Геологу стало грустно. (14)Он подумал, что жена забыла о его дне рождения. (15)А говорила, что будет ждать в этот день звонка.
(16)И тут он вновь услышал голос телефонистки:
- А я вас уже видела. (17)Много раз! (18)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете.
(19)Он действительно получал письма в соседнем окошке. (20)Но никогда раньше не замечал этой девушки, сидевшей совсем близко.
(21) – Я давно уже не заходил за письмами. (22)Мы были очень далеко в тайге, - сказал геолог.
(23)Девушка радостно вскочила со своего стула, нашла какие-то ключи и побежала к соседнему окошку. (24)Там она торопливо открыла невысокий шкафчик, достала длинный ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке.
(25) –Есть! Есть!.. – торжествующе воскликнула она и протянула геологу телеграмму. (26)Он распечатал её и прочёл посылают командировку Поздравляю днём рождения Целую Люблю».
(27)Жена тоже была геологом и часто уезжала из дома. (28)Как же он не подумал об этом? (29)А эта девушка обо всём догадалась сама. (30)Он нагнулся и заглянул в окошко, чтобы поблагодарить её. (31)Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо плечами, вероятно, не понимая, за что её благодарят.
(32)А и правда, что она такого особенного сделала вернула человеку покой и радость. (34)Вот и всё.
(По А. Алексину)
А1. Определите тип речи и стиль текста.
1) рассуждение, разговорный стиль
2) повествование, публицистический стиль
3) повествование, художественный стиль с элементами публицистического
4) описание, художественный стиль
А2. Почему девушка нашла для геолога телеграмму?
1) потому что она всё делала добросовестно
2) потому что она была чутким и отзывчивым человеком
3) потому что она знала геолога
4) потому что она работала одновременно и телефонисткой и почтальоном
А3. Укажите значение слова ПОКОЙ в предложении 33.
1) состояние, при котором снижается интенсивность жизнедеятельности
2) отсутствие движения и шума
3) неподвижность
4) спокойное, физическое и душевное состояние
А4. Из каких морфем состоит слово ГРУСТНО в предложении 13?
1) приставка. корень, суффикс
2) корень, суффикс, окончание
3) корень, суффикс, суффикс
4) корень, суффикс, суффикс, окончание
А5. Какая характеристика соответствует сказуемому из предложения 13?
1) составное глагольное
2) составное именное глагольное
4) сказуемое отсутствует
А6. Какое предложение связано с предыдущим с местоимённой замены и антонимической пары?
1) 2 2) 20 3) 14 4) 29
ответы к заданиям В1 – В4 запишите словами
В1. Из предложения 23 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В2. Из предложений 5-11 выпишите слово с непроизносимой согласной.
В3. Из предложения 27 выпишите наречие (наречия)
В4. Определите разряд местоимений её в предложении 26.
ответы к заданиям В5 – В8 запишите цифрами
В5. Среди предложений 1-20 найдите те, в которых есть обособленные согласованные рас определения. Напишите номера этих предложений.
В6. Среди предложений 18- 33 найдите двусоставные неполные предложения. Напишите номера этих предложений.
В7. Среди предложений 23-34 найдите те, в которых есть вводные слова и предложения. Напишите номера этих предложений.
Дети необязательно должны идти по стопам родителей. Если отец был врачом, то сын может быть инженером, и в этом ничего плохого нет. Дети ДОЛЖНЫ учиться на ошибках своих предков, не совершать тех глупостей, что когда-то совершили их родители.
А идти по стопам родителя или нет - ребёнок должен сделать этот выбор сам. Он должен осознать, хочет ли он заниматься тем же, чем когда-то занимался его родитель. Нужно ли ему это дело? Не совершает ли он ошибку?
Очень много историй, когда ребёнок занимался тем, чего требовали его родители. Это НЕПРАВИЛЬНО! Каждый, кто хочет чего-то добиться, кто уважает себя, должен, несмотря на мнение окружающих, сделать свой выбор. Никто никогда не должен заставить ни одного человека заниматься тем, чего он не хочет.
Вывод: Идти по стопам родителей или нет - выбор ребёнка.
Відповідь:
Послушайте текст. Сформулируйте его основную мысль. Скажите, в чём
заключается принцип «үлкен кіші» (старший младший)? Найдите в
тексте предложения с причастиями, выпишите их и задайте к ним вопрос.
«Үлкен
Kiri
В казахской семье уважение к родителям, по традиции прививаемое
с раннего детства, является важной национальной чертой.
Общий основополагающий принцип взаимоотношений
внутри
казахской семьи это принцип «үлкен кіші» (старший - младший),
являющийся основой воспитания у казахов. Он означает, что старший
член семьи должен осознавать свой статус и быть позитивным примером
для младшего, а младший должен уважать старшего и брать с него пример.
Человек, воспитанный в соответствии с этим принципом, воспринимает
его как универсальный: с уважением надо относиться к любому более
старшему человеку, а тот, в свою очередь, вправе рассчитывать на
уважение тех, кто моложе.
Поэтому в общественных
молодых людей, воспитанных
в соответствии с этим принципом, не нужно просить уступить место
послому человеку в транспорте ему донести сумку или перейти
улицу.
(По с.л. Евдокимовой, Н.А. Цветковой)
местах
Пояснення: