«ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ».
Задание1. Расставьте ударение в формах именительного падежа множественного числа имен существительных и правильно прочитайте их.
Шарфы, языки, шрифты, штабы, ходы, банты, блюда, выборы, средства, хозяева, сироты, шоферы, склады, договоры, инженеры, офицеры.
Задание2. Спишите предложения, распределяя их на группы по значению и союзам. Подчеркните грамматическую основу и объясните пунктуацию предложений.
В(?)ётся узкая стежка, уводящая меня в синее царство тайги, и я послушно ступаю по ней, как по нити сказочного бабушкиного клубка. (И. Соколов-Микитов.) Загремел засов, и мы ощуп(?)ю вошли в сени. (К. Паустовский.) Небо посинело, в нем уже зажглись первые тусклые звезды, а заря над лесом почти совсем погасла. (Г. Скребицкий.) То снег, то мороз, то вдруг дождь пойдет. (Г. Скребицкий.) Ночь под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.)
«Разряды союзов по значению».
Сочинительные Подчинительные
1 2
соединительные: и, да, ни – ни, тоже, также, как – так, и, не только – но и;
противительные: а, но, зато, да; времени: когда, пока, едва, лишь, только;
причины: потому что, так как, оттого что, ибо;
цели: чтобы, для того чтобы.
условия: хотя, если, раз;
разделительные: или, либо, то – то, не то – не то уступки: хотя, несмотря на то что, пускай;
сравнения: как будто, словно;
следствия: так что;
изъяснения: что
Задание3. Найдите в тексте и прочитайте только предложения с подчинительными союзами. Объясните постановку знаков пунктуации.
Я понял что летчик должен знать свойства воздуха все его наклонности и капризы. (В. Каверин.) Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель и падают и падают снежинки на тихую задумчивую ель. (Д. Бедный.) Дельфины играли вдали чаек качал и длинные серые корабли поворачивали на Босфор. (Н. Тихонов.) Впереди куда вела дорога было немного посветлее. (В. Солоухин.) И трава зеленеет сквозь иней и рябина сквозь иней горит. (Л. Хаустов.) Вагон в котором стоял Иванов миновал переезд. (А. Платонов.) Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей и отправляйся берегом его вверх или вниз. (М. Пришвин.)
Здравствуй, солдат! Пишу тебе, чтобы сказать за то, что ты отдал за нас свою жизнь, за то, что ты, принеся эту жертву, вырвал из лап неприятеля нашу страну, наш мир.
Я знаю, что многие из вас уходили на эту страшную войну мальчишками, буквально со школьной скамьи. Возможно, ты даже был таким, как я сейчас, когда покидал родной дом, семью и друзей, чтобы вступить в бой с захватчиком, чтобы защитить нашу землю от скверны. Но война диктовала свои условия, она, конечно, быстро заставила тебя повзрослеть. Я даже не представляю, как бы я смог совершить такой подвиг. Надеюсь, мне не придется этого узнать.
Твоя доблесть и отвага неоценимы, их невозможно измерить общепринятыми шаблонами. Я хочу тебе сказать, что твой подвиг не забыт. Мы, юное поколение, помним о вас, уважаем и восхищаемся вами. Мы знаем, благодаря кому над нами сейчас мирное небо и благодаря чьим усилиям мы живем в своей стране.
К сожалению, вас осталось немного. И каждое девятое мая ветеранов выходит все меньше и меньше. Я думаю, что наше правительство могло бы лучше заботиться о вас, фронтовиках, ведь многие из вас живут за чертой бедности. Вы заслуживаете лучшего к себе отношения.
Еще хочу тебе сказать, что русский народ не выродился. Наша земля продолжает рождать смелых и сильных людей. Сейчас тоже есть доблестные солдаты, защищающие нашу родину в локальных конфликтах. Многие из них отдают свои жизни за правое дело. Их можно назвать достойной сменой вам, героям.
Я надеюсь, что рано или поздно наступит время, когда солдаты перестанут гибнуть в войнах, когда люди научатся жить в мире и поймут, что Земля – это наш общий дом, что его нужно беречь и хранить. А до тех пор покой нашей родины хранят такие, как ты, бесстрашные герои, благодаря которым мы можем чувствовать себя в безопасности тебе за все, солдат! И спи спокойно.
Объяснение:
текстов различных типов в контексте современного начального обра- зования. Цели и задачи обучения в начальной школе. Приоритетность формирования универсальных учебных действий младших школьни- ков в системе современного начального образования. Работа по обу- чению детей созданию письменных текстов в программе по русскому языку для начальной школы 1 Лекция 2. Обучение созданию текстов различных типов в услови- ях вариативности образовательных программ по русскому языку для начальной школы. Программы по русскому языку для началь- ной школы. Методический аппарат современных учебников (анализ учебников Т.Г Рамзаевой, М.С. Соловейчик, Р.Н. Бунеева, Л.М. Зе- лениной, Н.А. Чураковой, С.В. Иванова и др.) 1 Лекция 3. Психолого-лингвистические основы обучения детей соз- данию текстов различных типов. Психологическая характеристика речевой деятельности. Текст как основное лингвистическое поня- тие методики развития речи. Типы речи (текста). Контрольная работа № 1 1 Лекция 4. Учим создавать текст-повествование. Умения, не- обходимые для создания текста-повествования. Система заданий и упражнений. Типичные трудности детей при создании текста- повествования 2 Лекция 5. Учим создавать текст-описание. Умения, необ- ходимые для создания текста-описания. Система заданий и упражнений. Типичные трудности детей при создании текста-описания 2 Лекция 6. Учим создавать текст-рассуждение. Умения, не- обходимые для создания текста-рассуждения. Система зада- ний и упражнений. Типичные трудности детей при создании текста-рассуждения. Контрольная работа № 2 2 Лекция 7. Система работы по формированию умения созда- вать тексты (повествование, описание и рассуждение) с 1-го по 4-й классы. Задания и упражнения на любом уроке русского языка. Специальные уроки обучения сочинениям и изложениям. Уроки риторики. Факультативные курсы по развитию речи 2 Лекция 8. Методика организации и проведения уроков по под- готовке учащихся к написанию сочинений (с учётом особенно- стей типов текста). Конкретные умения, необходимые для на- писания сочинения. Проблема отбора тем сочинений. Методы и приёмы работы по формированию умения планировать напи- сание текста сочинения заданного типа повышения эффективности подготовки к написанию сочинения. Итоговая работа (см. с. 126)