Помагите очень надо!! Суммативное оценивание за раздел «История и личность»
Чтение. Прочитайте текст.
Роман-эпопея «Путь Абая» имеет важное место в мировой славе Мухтара Ауэзова. Можно сказать, что все ранее написанные Ауэзовым произведения стали своего рода подготовкой для написания романа о великом акыне-писателе Абае Кунанбаеве. Этот роман стал содержанием жизни писателя.
Творческое открытие Мухтара Ауэзова состоит в том, что он первым в литературе Средней Азии исследовал полувековую жизнь целого народа широко и всесторонне, сумел раскрыть патриархально-нравственные вопросы казахского общества накануне ХХ века с удивительной для читателя силой художественности. Эпопея «Путь Абая» — вершина казахской литературы.
Известный казахский ученый Каныш Сатпаев характеризовал это произведение как роман о жизни и судьбе казахского народа второй половины XIX века. Этот роман, по подробному описанию событий и по силе художественности не имеет себе равных. Если все книги эпопеи «Путь Абая» воссоздают полувековую жизнь казахского народа, то его каждая книга по развитию событий и по художественному строению отражает определенный этап духовно-нравственного совершенствования Абая. Единство эпопеи достигается посредством общности идейной цели. Мухтар Ауэзов говорил об этом, что во всех четырёх книгах основной идеей является борьба между новым, воплощенным в образе поэта Абая, и старым, воплощенным в образе одноглазого и злого Кунанбая.
Для создания романа-эпопеи автор готовился много лет, так как, несмотря на то, что народ крепко любил и почитал Абая, о нем не осталось почти никаких фактических документов. Но основным источником всё же послужили стихи поэта.
Основная тема эпопеи — путь казахского народа от тьмы, продолжающейся начиная со средних веков, к свету и процветанию. Избрав главным героем романа реальную историческую личность, которая воплотила в себе особенности казахского народа, Мухтар Ауэзов, показывает насколько тяжело и сложно протекал избранный казахским народом путь в поворотной точке исторического развития.
Задание 1.
1) Сформулируйте основную идею текста. ( )
2) Определите стиль данного текста. ( )
3) Озаглавьте текст. ( )
4) Выпишите 5 словосочетаний, которые раскрыть идею произведения. ( )
Задания 2.
1) Найдите в тексте, выпишите одно СПП с придаточным условным. Обозначьте границы главного и придаточного предложений, подчеркните грамматические основы, выделите союз. ( )
2) Выпишите второе предложение, найдите грамматические основы, определите границы простых предложений, выделите союз, определите тип сложного предложения. ( )
3) Выпишите выделенное предложение. Допишите это предложение так, чтобы получилось СПП с придаточным причины. ( )
Итого:
Гляжу: Садится (что делает?) дятел прямо на ствол, цепляется (что делает?) за него острыми коготками, опирается (что делает?) на жесткий растопыренный хвост и колотит (что делает?) по трухлявому стволу дерева своим крепким клювом. Наверное, выискивал в гнилой древесине личинку или жука, которые деревья точат (что делают?), лес портят (что делают?).
ПОДЧЕРКНЁМ ГЛАГОЛЫ, обозначающие, что действие совершается постоянно:
ТОЧАТ, ПОРТЯТ (последнее предложение, подчеркнуть =).
Виды орфограмм в словах с пропущенными буквами:
1) Безударная гласная:
глЯжу - взглЯд
цЕпляется - цЕпкий
гнИлой →гнИль
2) Безударные окончания:
острЫМИ→какИМИ?→коготками (мн.ч.)
жёсткИЙ→какой?→хвост (м.р.)
крепкИМ→какИМ?→клювом (м.р.)
трухлявОМУ→какОМУ?→стволу
(в) древесинЕ→1 склонение→в лунЕ
3) Парные согласные:
когоТки - когоТь
4) Правописание приставок:
РаСтопыренный →приставка РАС + корень ТОПЫР.