Поставьте, где надо знаки препинания. Определите, из скольких частей состоит сложносочиненное предложение Обозначьте.грамматическую основу. Спишите.
1. Я был на Родине своей. Леса раскачивали просинь (?) и меж березовых ветвей светлым-светла стояла осень.
2. Горят метелки молочая (?) и ярко-желтый зверобой (?) разлуку тихую вещая (?) других цветов не замечая (?) как бы прощается с тобой.
3. Внезапно туман исчезает (?) и появляется солнце.
4. Шиповник заалел (?) зажег костры (?) зазывно каждый куст в лесу пылает (?) и вот уже туман свои холсты над небольшою речкой расстилает.
5. Из бочки с дождевой водой сейчас никто не брал воду (?) и вода в ней была застоявшаяся (?) теплая (?) зеленая.
6. На дне поселилась лягушка (?) и по поверхности шныряли какие-то водяные существа.
7. Лягушка вылезла из бочки только вечером (?) и сидела около крыльца.
8. Осень заворожила стройные березки (?) и зеленый наряд их превратила в золотой.
Например:
“Как обойтись бы без числа наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
Что такое – имя числительное и зачем оно нужно?
Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т. д. Количество сосчитанных предметов – число – обозначают особым словом – числительным.
Если бы их не было, то не придумали бы математику (не было бы её вовсе) , а там, глядишь, и физики, и химии, и географии бы не стало. Вот жизнь была бы у школьников!
Или возьмем время. Зачем его нужно отсчитывать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? !
Нет, на свою голову придумали обозначить всё: время, деньги и многое другое. Мы шутим, т. к. уверены. Что вы так не думаете. В языке всё важно, всё нужно, всё интересно.
Каждое числительное обозначает свое число (один, два, восемь, сто двадцать три и т. д.) , а также порядок предметов при счете (первый, второй, двадцатый и т. д. )
На письме слова-числа часто заменяют цифрами. Цифры гораздо удобнее, чем слова: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять. Люди любой национальности, говорящие на разных языках, без перевода понимают значения цифр. Но как бы ни удобны были цифры, в устной речи люди пользуются только словами.
Кстати, а какая разница между числом и цифрой? Такая же, как между звуком и буквой? Не совсем. “Число, – читаем мы в толковом словаре С. Ожегова, – понятие количества, величина, при которой производится счёт”. “Цифра – знак, обозначающий число”.
Числительные совмещают признаки существительного и прилагательного.
Как и другие имена, числительные склоняются (изменяются по падежам) .
Чисел в русском языке бесконечное множество. А вот “счетных слов” не так уж и много. Как же в таком случае нам удается обозначить каждое число словами? Оказывается, это возможно потому, что от одного числительного образуется множество других.
Вот, например, числительное шестнадцать. Оно образовано от числительного шесть. От этого же слова образовались сложные числительные шестьдесят и шестьсот. А из простых и сложных числительных можно образовать сколько угодно составных: шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестнадцать.
Так что считай себе да считай, числительных для любых чисел хватит”.
Подобная беседа вызывает у школьников живой интерес к цифрам, к изучению слов, обозначающих количество. После беседы учащимся можно предложить привести примеры “радостных”, “грустных” цифр, связанных со школьной жизнью, и в соответствии с темой урока (“Общее понятие о числительном”) определить группу названных числительных по значению (количественные и порядковые) .
Интерес учащихся к статистике, цифре нужно поддерживать на протяжении всего изучения числительных, тогда грамматические сведения, которые нужно усвоить для правильного употребления числительных, будут восприниматься школьниками как необходимое звено в овладении жизненно важным навыком. Этого можно достигнуть специальным подбором текстов, а также особыми заданиями, требующими понимания усвоения навыка правильного употребления числительных, сочетаемости их с другими частями речи. Чтение таких текстов учащимся повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова.
Горизонт - горизонтальный, горизонталь, горизонтально
Гимнаст - гимнастика, гимнастический, гимнастёрка, гимнастка
Чемпионат - чемпионка, чемпионский, чемпионство
Шел - шелк, шелковый, шелкопряд, шелохнуться
Благодарить - благодарность, благодарно, поблагодаривший, благодаря
Профессия - профессиональный, профессор, профессионально, профессорствовать
Специальность - специальный, специально.
Однокоренные слова могут существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, наречиями
У однокоренных слов общим является главная часть - корень.