Обобщение и закрепление по теме «Наречие как часть речи»
Тип урока: Урок закрепления и обобщения
Цели как деятельность учеников:
Метапредметные : пользоваться приёмами аудирования(ознакомительного, выборочного); извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, группировать.
Коммуникативные: осуществлять взаимодействие в группе, формулировать собственное мнение и обосновывать свою позицию, координировать с позициями партнёров в сотрудничестве.
Регулятивные: выявлять и анализировать общее значение морфологические признаки наречия как части речи.
Этапы урока
Ход урока
Орг. момент
Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие.
Эпиграф к уроку. –
Послушайте стихотворение.
Выделите из имеющихся в тексте отыменные наречия
День стоял веселый
Раннею весной,
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень –
Шли куда попало –
В первый теплый день.
Шли куда попало-
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять.
(С.Маршак)
Записать только наречия, указать группу по значению
Личностные результаты
1.Интерес к изучению русского языка.
2. Достаточный объём словарного запаса грамматических средств для свободного выражения мыслей
II.
Актуализация знаний.
2. Творческая работа (работа над развитием речи).
заменить в предложении фразеологизм наречием, записать наречие, выделить основу слова.
Из школы Игорь шел черепашьим шагом. (медленно)
Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (мало)
Сегодня мне пришлось встать чуть свет. (рано)
От остановки до нашей школы рукой подать.(близко)
В автобусе сегодня яблоку негде было упасть.(тесно)
Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на уроке. Прочитайте название параграфа.
Что о ней знаете? А что можете добавить на основе языковой разминки?
Предположите на основе названия, какие аспекты наречия будут в центре внимания на уроке.
После просмотрового чтения материала параграфа уточните цели урока.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать цель урока.
3. Планировать деятельность на уроке.
IV. Открытие нового знания.
Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
1. Работа по учебнику . Изучают таблицу.
До чтения ученики высказывают предположения, какие разряды у наречий могут быть.
Во время чтения: Что нового узнали из текста? Работа в парах.
После чтения . Работа в группах-четвёрках.
2. Исследовательская работа ( Читается текст, исключив из него наречия, а затем полностью
Проводится сопоставление, выясняется роль наречий
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался ( внезапно) над нами и ( тотчас же) повторялся уже ( немного) впереди.
Крупные, красивые птицы летели ( треугольником), ( резко и редко) махая выпуклыми крыльями. ( Туго) вытянув голову и ноги, ( круто) выставив грудь, они стремились ( неудержимо и) до того ( быстро), что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли ( изредка) перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что – то гордое, важное, что –то ( несокрушимо) самоуверенно в этом подоблачном разговоре (И.С.Тургенев)
Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?
Молния ударила в верх дерева. - Ветви тянулись вверх.
В дали голубой замелькал парус.- Вдали послышался шум .
В начале лета было жарко. - Вначале разговор не клеился.
3. Тренировочные упражнения на актуализацию изученного.
Обозначив полные прилагательные буквой а, их окончание буквой б, можно выразить образование некоторых наречий. Наречие быстро = а - б + суффикс о (быстрый – ый +о)
ответ: Неожиданно подул ветер .Он вдоль берега зарябив зеркало воды и обломав сухие ветви Солнце послав на землю последний луч спряталось в в серую мглу Вся природа затаив дыхание замерла в ожидании чего то Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка И вот бесшумно пошел снег засыпая все неровности на земле Снежный ковер изменяя обычный наряд леса лег на ветви берёз осин Елей Снег поглатил все звуки и создав бесконечные группы белых фигур погрузил лесное царство в мир безволия и покоя
Обобщение и закрепление по теме «Наречие как часть речи»
Тип урока: Урок закрепления и обобщения
Цели как деятельность учеников:
Метапредметные : пользоваться приёмами аудирования(ознакомительного, выборочного); извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, группировать.
Коммуникативные: осуществлять взаимодействие в группе, формулировать собственное мнение и обосновывать свою позицию, координировать с позициями партнёров в сотрудничестве.
Регулятивные: выявлять и анализировать общее значение морфологические признаки наречия как части речи.
Этапы урока
Ход урока
Орг. момент
Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие.
Эпиграф к уроку. –
Послушайте стихотворение.
Выделите из имеющихся в тексте отыменные наречия
День стоял веселый
Раннею весной,
Шли мы после школы –
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень –
Шли куда попало –
В первый теплый день.
Шли куда попало-
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять.
(С.Маршак)
Записать только наречия, указать группу по значению
Личностные результаты
1.Интерес к изучению русского языка.
2. Достаточный объём словарного запаса грамматических средств для свободного выражения мыслей
II.
Актуализация знаний.
2. Творческая работа (работа над развитием речи).
заменить в предложении фразеологизм наречием, записать наречие, выделить основу слова.
Из школы Игорь шел черепашьим шагом. (медленно)
Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (мало)
Сегодня мне пришлось встать чуть свет. (рано)
От остановки до нашей школы рукой подать.(близко)
В автобусе сегодня яблоку негде было упасть.(тесно)
Знать на зубок- Значит хорошо, наизусть
«Эстафета» работа в парах по рядам.
Только слитно
Только раздельно
Слитно и раздельно
неуклюже, невмоготу, нехотя, нельзя, неряшливо, небрежно, неотступно, незыблемо, нелепо
не по –новому,
не по –зимнему,
не вкрутую,
не вдоволь,
не вовремя
(не) приятно,(не) громко, ( не) медленно, ( не спокойно, ( не) полно, (не) ясно, ( не) оригинально
Дверь открыта насте…
Живет ( по) прежнему
(В) дали река синеет.
Заниматься (по) другому учебнику
Я ( по) прежнему любовался окрестностями
Личное счастье ( не) возможно без счастья других
Задание: Определите разряды у всех самостоятельных частей речи в данном предложении.
Маленькие деревянные качели взлетали резко вверх, и оттуда слышались отчаянные крики, громкий визг, счастливый смех.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства, различия.
Регулятивные УУД
Высказывать предположения на основе наблюдений.
III. Формулирование темы и целей урока.
Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на уроке. Прочитайте название параграфа.
Что о ней знаете? А что можете добавить на основе языковой разминки?
Предположите на основе названия, какие аспекты наречия будут в центре внимания на уроке.
После просмотрового чтения материала параграфа уточните цели урока.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать цель урока.
3. Планировать деятельность на уроке.
IV. Открытие нового знания.
Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
1. Работа по учебнику . Изучают таблицу.
До чтения ученики высказывают предположения, какие разряды у наречий могут быть.
Во время чтения: Что нового узнали из текста? Работа в парах.
После чтения . Работа в группах-четвёрках.
2. Исследовательская работа ( Читается текст, исключив из него наречия, а затем полностью
Проводится сопоставление, выясняется роль наречий
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался ( внезапно) над нами и ( тотчас же) повторялся уже ( немного) впереди.
Крупные, красивые птицы летели ( треугольником), ( резко и редко) махая выпуклыми крыльями. ( Туго) вытянув голову и ноги, ( круто) выставив грудь, они стремились ( неудержимо и) до того ( быстро), что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли ( изредка) перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что – то гордое, важное, что –то ( несокрушимо) самоуверенно в этом подоблачном разговоре (И.С.Тургенев)
Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?
Молния ударила в верх дерева. - Ветви тянулись вверх.
В дали голубой замелькал парус.- Вдали послышался шум .
В начале лета было жарко. - Вначале разговор не клеился.
3. Тренировочные упражнения на актуализацию изученного.
Обозначив полные прилагательные буквой а, их окончание буквой б, можно выразить образование некоторых наречий. Наречие быстро = а - б + суффикс о (быстрый – ый +о)
Образуйте наречия по формулам:
1.Наречие = а – б +суффикс о.
2.Наречие = а – б = суффикс
ответ: Неожиданно подул ветер .Он вдоль берега зарябив зеркало воды и обломав сухие ветви Солнце послав на землю последний луч спряталось в в серую мглу Вся природа затаив дыхание замерла в ожидании чего то Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка И вот бесшумно пошел снег засыпая все неровности на земле Снежный ковер изменяя обычный наряд леса лег на ветви берёз осин Елей Снег поглатил все звуки и создав бесконечные группы белых фигур погрузил лесное царство в мир безволия и покоя
Объяснение: