1. Система функциональных стилей современного русского языка.
2. Понятие о стилистических нормах.
3. Научный функциональный стиль, его языковые признаки.
4. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Функциональными стилями называются особые разновидности единого литературного языка, которые используются в той или иной сфере, выполняют определенные задачи (функции) и обладают некоторыми особенностями в отборе и употреблении языковых средств. В современном русском литературном языке выделяется четыре функциональных стиля: разговорный, публицистический, официально-деловой, научный.
Разговорный стиль используется в сфере бытового общения и реализуется, преимущественно, в устной форме. Этот стиль противопоставляется другим стилям, которые связаны с различными сферами общественной деятельности и реализуются, преимущественно, в письменной форме. Основной функцией разговорного стиля является функция общения. Разговорный стиль обладает такими стилевыми чертами, как непринужденность и эмоциональность. Отличительной особенностью данного стиля является употребление языковых средств с разговорной окраской: особой лексики и фразеологии, а также неполных предложений.
Публицистический стиль реализуется в общественно-политической сфере. Главная его функция – функция социального воздействия. Первоначально он выступал как книжный стиль и употреблялся в газетах и журналах, т.е. публицистике (отсюда и его название), однако сегодня активно развивается и устная разновидность публицистического стиля, вбирающая в себя многие особенности разговорной речи. Стилевые черты – страстность, призывность. В публицистическом стиле активно употребляется общественно-политическая лексика и фразеология, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и обращения. Жанры публицистической речи: статья, очерк, интервью, информация, репортаж, комментарий, агитационное выступление и пр.
Официально-деловой стиль употребляется в сфере административно-правовой деятельности. Самую важную роль в официально-деловой речи играет функция сообщения и социальной регламентации (информационно-директивная функция). Стилевые черты – безличность, стандартность. Типичные языковые средства: нейтральные слова, официально-деловая терминология, стандартные выражения и обороты. Жанры деловой речи исключительно многообразны. Среди них – автобиография, заявление, отчет, протокол, приказ,
Тест 2. Орфоэпические нормы. Слова, в которых выделенные гласные следует произносить как Ё (|О|): 3) новорождЁнный 4) щЁлкать 8) осуждЁнный 9) включЁн
Тест 3. Орфоэпические нормы. Слова, в которых выделенные согласные следует произносить твердо: 1) Тест 3) ДеТектив 4) компьюТер 7) ТенДенция 8) свиТер 11) Сервис
Тест 6. Предложения с речевыми ошибками. 1) По приезде в город участники экспедиции ТЩАТЕЛЬНОЕ медицинское ОБСЛЕДОВАНИЕ (плеоназм; медицинское обследование). 5) В кухне моющИЕ обои. (неразличение оттенков значения, вносимых в слово суффиксом; моющиеСЯ) __ 3. Непрофессиональная реклама обычно МЕНЕЕ совершеннЕЕ, чем подготовленная специалистами. (грамм. ош.: неверное образование сравнит степени прил.; менее совершенна) 4. На окнах виселА новАЯ ТЮЛЬ. (грамм. ош.: нарушение согласования; висел новый тюль – м.р.)
Тест 7. Предложения с речевыми ошибками. 2) Она всегда БЫЛА веселой и жизнерадостной, ЛЮБИЛА танцевать, хорошо ПОЁТ. (нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм) 5) Город, в КОТОРОМ мы живем, стоит на берегу реки, КОТОРАЯ славится обилием рыбы. (повторение одного и того же слова. Город, в котором мы живем, стоит на берегу реки, славящейся обилием рыбы.) __ 1. Заведующий отделА ушел в отпуск. (грамм. ош.: нарушение в управлении; заведующий отделОМ) 4. Ребенок, УЧАЩИЙСЯ хорошим УЧИТЕЛЕМ, обязательно полюбит школу. (грамм. ош.: неверное употребление действ. причастия; обучаемый хорошим учителем)
Тест 8. Предложения с речевыми ошибками: 2) Мы просмотрели БОЛЬШУЮ ПОЛОВИНУ документов. (нарушение лексической сочетаемости; большую часть, больше половины) 4) Он изучает НЕОБЫЧНЫЕ ЭКЗОТИЧЕСКИЕ растения. (плеоназм; экзотические растения) 5) Большое значение для состояния зубов имеет ЭФФЕКТНОСТЬ зубной пасты. (ошибочное употребление паронима; эффектИВность) __ 1. Он упал навзничь и ушиб колено (логическая ошибка: при падении навзничь (на спину лицом вверх) нельзя получить ушиб колена). 3. Решению этОГО вопросЫ мешает маленькая мелочь. (грамм. ош.: нарушение согласования и управления; этого вопроса)
Тест 9. Предложения с речевыми ошибками: -- С грамматическими ошибками: 1. Согласно рецептА лекарство следует принимать два раза в день после еды. (грамм. ош.: неверное употребление предложно-падежной формы; согласно рецептУ – Д. п.) 2. Танец исполнили трое мальчиков и ТРОЕ девочек. (грамм. ош.: неверное использование собират. числит.; ТРИ девочки) 3. Солнце жГёт лицо. (грамм. ош.: неверная форма глагола; жЖёт) 5. ПотерявШИ книгу, принесите в библиотеку другую. (грамм.ош.: устаревшая форма деепричастия; потеряВ)
Тест 10. Предложения с речевыми ошибками: 1) Уже никому не приходится объяснять, в чем состоит преимущество лазерного принтера НАД матричным. (смешение сочетаний (превосходство над и преимущество перед), неверное употребление предлога; преимущество… ПЕРЕД матричным) ___ 2. Большинство избирателей покинулО зал. (грамм. ош.: активность действующих лиц предпочитает форму множ. числа сказ..; покинулИ) 3. Рассматривая старые фотографии, мне вспомнилось детство. (грамм. ош.: неверное употребление деепр. обор.) 4. Любой, ВЗДУМАЮЩИЙ мне возражать об этом. (грамм. ош.: неверно образованное причастие; любой, кто вздумает мне…) 5. Плюшкина Чичиков увидел еще издалека, который стоял возле крыльца своего дома. (грамм. ош.: неверное построение сложноподчиненного предложения с союзным словом который)
1. Система функциональных стилей современного русского языка.
2. Понятие о стилистических нормах.
3. Научный функциональный стиль, его языковые признаки.
4. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Функциональными стилями называются особые разновидности единого литературного языка, которые используются в той или иной сфере, выполняют определенные задачи (функции) и обладают некоторыми особенностями в отборе и употреблении языковых средств. В современном русском литературном языке выделяется четыре функциональных стиля: разговорный, публицистический, официально-деловой, научный.
Разговорный стиль используется в сфере бытового общения и реализуется, преимущественно, в устной форме. Этот стиль противопоставляется другим стилям, которые связаны с различными сферами общественной деятельности и реализуются, преимущественно, в письменной форме. Основной функцией разговорного стиля является функция общения. Разговорный стиль обладает такими стилевыми чертами, как непринужденность и эмоциональность. Отличительной особенностью данного стиля является употребление языковых средств с разговорной окраской: особой лексики и фразеологии, а также неполных предложений.
Публицистический стиль реализуется в общественно-политической сфере. Главная его функция – функция социального воздействия. Первоначально он выступал как книжный стиль и употреблялся в газетах и журналах, т.е. публицистике (отсюда и его название), однако сегодня активно развивается и устная разновидность публицистического стиля, вбирающая в себя многие особенности разговорной речи. Стилевые черты – страстность, призывность. В публицистическом стиле активно употребляется общественно-политическая лексика и фразеология, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и обращения. Жанры публицистической речи: статья, очерк, интервью, информация, репортаж, комментарий, агитационное выступление и пр.
Официально-деловой стиль употребляется в сфере административно-правовой деятельности. Самую важную роль в официально-деловой речи играет функция сообщения и социальной регламентации (информационно-директивная функция). Стилевые черты – безличность, стандартность. Типичные языковые средства: нейтральные слова, официально-деловая терминология, стандартные выражения и обороты. Жанры деловой речи исключительно многообразны. Среди них – автобиография, заявление, отчет, протокол, приказ,
Слова, в которых выделенные гласные следует произносить как Ё (|О|):
3) новорождЁнный
4) щЁлкать
8) осуждЁнный
9) включЁн
Тест 3. Орфоэпические нормы.
Слова, в которых выделенные согласные следует произносить твердо:
1) Тест
3) ДеТектив
4) компьюТер
7) ТенДенция
8) свиТер
11) Сервис
Тест 4. Орфоэпические нормы.
Нарушения норм произношения:
1) р[е]зетка - [о]
2) д[ру]шлаг - [ур]
4) ко[м]форка - [н]
7) ж[г]ёт - [ж]
8) пе[к]ёт - [ч]
9) буд[ую]щий - [у]
13) пирож[ен]ое - [н]
14) лабо[л]атория - [р]
19) [над]смехаться - [на]
21) рас[по]страненный - [про]
24) свето[пред]ставление - [пре]
28) [с]кипятить молоко - [вс]
29) пастери[ли]зованное молоко - [-]
Тест 5. Нарушения орфоэпических и орфографических норм:
1) обгрызАнный (обгрызЕнный)
2) обОкраду (обкраду)
3) соОблазн (соблазн)
4) дермаНтин (дерматин)
5) воеНОначальник (военачальник)
6) поДчерк (почерк)
7) еди(НО)началие (единоначалие)
10) расп(Р)остранение (распространение)
12) наДсмехаться (насмехаться)
15) будуЮщий (будущий)
Тест 6. Предложения с речевыми ошибками.
1) По приезде в город участники экспедиции ТЩАТЕЛЬНОЕ медицинское ОБСЛЕДОВАНИЕ
(плеоназм; медицинское обследование).
5) В кухне моющИЕ обои.
(неразличение оттенков значения, вносимых в слово суффиксом; моющиеСЯ)
__
3. Непрофессиональная реклама обычно МЕНЕЕ совершеннЕЕ, чем подготовленная специалистами.
(грамм. ош.: неверное образование сравнит степени прил.; менее совершенна)
4. На окнах виселА новАЯ ТЮЛЬ.
(грамм. ош.: нарушение согласования; висел новый тюль – м.р.)
Тест 7. Предложения с речевыми ошибками.
2) Она всегда БЫЛА веселой и жизнерадостной, ЛЮБИЛА танцевать, хорошо ПОЁТ.
(нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм)
5) Город, в КОТОРОМ мы живем, стоит на берегу реки, КОТОРАЯ славится обилием рыбы.
(повторение одного и того же слова. Город, в котором мы живем, стоит на берегу реки, славящейся обилием рыбы.)
__
1. Заведующий отделА ушел в отпуск.
(грамм. ош.: нарушение в управлении; заведующий отделОМ)
4. Ребенок, УЧАЩИЙСЯ хорошим УЧИТЕЛЕМ, обязательно полюбит школу.
(грамм. ош.: неверное употребление действ. причастия; обучаемый хорошим учителем)
Тест 8. Предложения с речевыми ошибками:
2) Мы просмотрели БОЛЬШУЮ ПОЛОВИНУ документов. (нарушение лексической сочетаемости; большую часть, больше половины)
4) Он изучает НЕОБЫЧНЫЕ ЭКЗОТИЧЕСКИЕ растения.
(плеоназм; экзотические растения)
5) Большое значение для состояния зубов имеет ЭФФЕКТНОСТЬ зубной пасты.
(ошибочное употребление паронима; эффектИВность)
__
1. Он упал навзничь и ушиб колено
(логическая ошибка: при падении навзничь (на спину лицом вверх) нельзя получить ушиб колена).
3. Решению этОГО вопросЫ мешает маленькая мелочь.
(грамм. ош.: нарушение согласования и управления; этого вопроса)
Тест 9. Предложения с речевыми ошибками: --
С грамматическими ошибками:
1. Согласно рецептА лекарство следует принимать два раза в день после еды.
(грамм. ош.: неверное употребление предложно-падежной формы; согласно рецептУ – Д. п.)
2. Танец исполнили трое мальчиков и ТРОЕ девочек.
(грамм. ош.: неверное использование собират. числит.; ТРИ девочки)
3. Солнце жГёт лицо.
(грамм. ош.: неверная форма глагола; жЖёт)
5. ПотерявШИ книгу, принесите в библиотеку другую.
(грамм.ош.: устаревшая форма деепричастия; потеряВ)
Тест 10. Предложения с речевыми ошибками:
1) Уже никому не приходится объяснять, в чем состоит преимущество лазерного принтера НАД матричным.
(смешение сочетаний (превосходство над и преимущество перед), неверное употребление предлога; преимущество… ПЕРЕД матричным)
___
2. Большинство избирателей покинулО зал.
(грамм. ош.: активность действующих лиц предпочитает форму множ. числа сказ..; покинулИ)
3. Рассматривая старые фотографии, мне вспомнилось детство.
(грамм. ош.: неверное употребление деепр. обор.)
4. Любой, ВЗДУМАЮЩИЙ мне возражать об этом.
(грамм. ош.: неверно образованное причастие; любой, кто вздумает мне…)
5. Плюшкина Чичиков увидел еще издалека, который стоял возле крыльца своего дома.
(грамм. ош.: неверное построение сложноподчиненного предложения с союзным словом который)