Практическая работа
«стилистический анализ текста»
:
1. изложите теорию по теме «функциональные стили».
2. сделайте стилистический анализ предложенного текста по схеме:
1) определить основную тему текста (предмет сообщения).
2. выявить языковые средства всех уровней, типичные для данного
текста: 1)
фонетические (если возможно); 2) лексические (фразеологические,
словообразовательные); 3)морфологические; 4) синтаксические.
3) указать, какой разновидности языка
соответствует данная система языковых и речевых средств (книжная
/разговорная).
4) определить форму реализации текста (письменная или устная).
5) указать, какому виду речи соответствует данный текст
(монолог/диалог).
6) определить, какие стилевые характеристики обеспечивает данная
система языковых средств.
7) установить, какому функциональному стилю соответствуют данные
стилевые черты, и, соответственно, к какому функциональному стилю
относится данный текст.
8) указать подстиль (жанр, тип текста).
9) определить, имеются ли иностилевые элементы.
тексты для анализа:
1. куда макар телят не гонял?
папа согласился сыну-школьнику с – и не
с каким-нибудь, а по рисованию. положили перед собой альбом, купленный
недавно в третьяковке, открыли на странице с картиной шишкина «утро в
сосновом лесу». теперь общими усилиями пытаются изобразить нечто
подобное. папа, надо сказать, даже увлекся: старательно вырисовывает
медвежат, бормоча про себя:
- ну во-от… вот таким макаром мы их…
сын насторожился:
- почему «макаром»? кто такой макар?
отец рассердился, что его отвлекают: «ты давай рисуй, а то загонят нас
с тобой – куда макар телят не гонял! »
да что же это за загадочный макар такой, который выскакивает, как
джинн из бутылки?
«засудят тебя и зашлют, куда макар телят не гонял», - находим мы в
одной из пьес островского. далеко, чрезвычайно далеко, в самые что
ни на есть отдаленные, неизвестные места – вот сто означает выражение
«куда макар телят не гонял». известно оно давно, а вот откуда
взялось, языковеды могут только предполагать.
в словаре «фразеологизмы в речи» предположение делается
такое: выражение восходит к фольклору, где имя «макар» ассоциируется с
бедным, несчастным человеком, крайним неудачником. ну и в самом деле,
вспомните: «на бедного макара все шишки валятся» или «не рука макару
калачи есть». в xix веке «макарами» в народной речи прозывались плуты, а
«макарыгами» - по не исключено, предполагают авторы словаря, что «макаровы телята» -
это вообще фикция, потому что у бедного-несчастного человека, плутанеудачника телят и другой живности быть в принципе не может. «макаровы
телята» - это формула невозможного! такая же, как «показать, где раки
зимуют», «на морковное заговенье» и тому подобные.
интересно, что раньше в выражении про «макаровых телят» не было
отрицания: говорили «пошел к макару телят пасти» - то есть отправился
неизвестно куда, отправлен в далекую ссылку. отрицание, по мнению
языковедов, лишь усилило экспрессивность выражения.
ну а сочетание «таким макаром» (где «макар», кстати, пишется со
строчной, то есть с маленькой буквы) образовалось, очевидно, от выражения
«таким образом» с собственным именем «макар». это не первое выражение,
образованное от личного имени: вспомните словечки «подкузьмить» и
«объегорить».
вот таким, стало быть, макаром.
8. Стоимостная оценка товаров при бартерной торговле имеет БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ прежде всего для обеспечения эквивалентности обмена.
9. На современном этапе первостепеннУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ сдерживание массовой безработицы.
10. ВАЖНУЮ роль в этом процессе ИГРАЮТ дилеры (посредники).
11. В функционировании валютной биржи весьма важную роль ИГРАЕТ центральный банк.
12. ВажнОЕ ЗНАЧЕНИЕ придается мобилизации средств предприятий с введения налоговых льгот на инвестиции из прибыли.
Объяснение: ИСКАЖЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Я уверена, многие люди любят ходить в зоопарк. Что касается меня, я тоже люблю ходить в зоопарк, но к сожалению я хожу туда один раз в год.
Обычно я хожу в зоопарк весной. Я думаю весной хорошая погода и не очень жарко. Поэтому это самое лучшее время, чтобы пойти в зоопарк.
Когда мы приходим в зоопарк, мы с братом бежим к жирафу и кормим его хлебом. Очень интересно смотреть на него, наблюдать за его поведением.
В зоопарке вы можете увидеть: львов, тигров, пантер, обезьян и других животных. Обезьяны очень смешные и умные животные.
В зоопарке есть разные виды рыб. Но больше всего я была удивлена увидеть очень большую рыбу.
Я надеюсь скоро пойти в зоопарк.