Практические задания: Публицистический стиль 1. Найдите в газетно-журнальных текстах примеры употреб¬ления слов с префиксами анти-, про-, псевдо-, квази-, ультра-. Какую оценку выражают эти слова? При ответе используйте кон¬текст.
2. Определите, какими языковыми средствами достигается непринужденность, естественность речи в статье В. Пескова из рубрики "Окно в природу".
...Сколько радости наблюдать лису, не угрожая ли¬шить ее жизни! Помню, подъехал на лыжах к речному обрыву. Под ним на припеке, в затишье, на оголенном мартовским солнцем песочке спала лисица. Я глядел на нее сверху вниз не меньше минуты и хлопнул в ладоши. Лиса взвилась кверху, подобно стальной пружине, и по¬летела, оглянувшись только у зарослей.
Был еще случай, со спутницей мы вышли из леса к опушке полюбоваться вечерней зарей. Из-под полога со¬сен мы вдруг увидели: и лиса, сидя столбиком, наблю¬дает зарю. Потом изящно, как манекенщица, она пошла по стерне, прислушиваясь и оглядываясь. Она нас по¬чуяла, на мгновение замерла и бросилась наутек, но не в поле, а в нашу сторону под прикрытие леса.
Взрослые лисы приручаются плохо. Они всегда злоб¬ные, всегда готовы цапнуть за руку или за ногу, исполь¬зуют любой случай вырваться на свободу. Малыши же приручаются превосходно.
Разговорный стиль
1. Проанализируйте стилистические особенности дружеского письма. Отметьте стилистически маркированные языковые едини¬цы, определите характер их маркированности и роль в тексте.
а) Здравствуй, Леночка. Прости, что давно не писала тебе. Месяц назад мы получили квартиру в районе Тро¬ицкого предместья. Ты, наверное, слышала об этом квартале.
Теперь у нас чудеснейшая двухкомнатная квартира. Окна выходят в небольшой дворик, вымощенный кам¬нями.
Леночка, ты даже не представляешь себе, как я рада. Квартал обалденнейший! Больше всего меня восхищают черепичные крыши, деревянные лестницы. Я на седьмом небе от счастья! Даже не верится, что сейчас мы живем в таком дивном местечке. Очень хочется, чтобы ты приехала к нам и увидела это чудо сама.
Здесь в корчме варят удивительно вкусный кофе, так что я сейчас частенько позволяю себе побаловаться кофейком, да и публика здесь собирается любопытная. Короче, приезжай обязательно. Очень тебя жду.
Письмо заканчиваю. Очень спешу. Целую. Таня.
2. Произведите стилистический анализ текста: охарактери¬зуйте речевую ситуацию и задачи высказывания; перечислите ос¬новные стилевые черты, укажите языковые средства, с которых эти стилевые черты реализуются в данном тексте.
А у нас... обрати внимание: у нас, если баба пошла по воду, она никогда дом не запирает ¾ зачем? Приткнет дверь палочкой, и все: сроду никто не зайдет. Уж на что цыганы ¾ у нас их полно ¾ и то не зайдут: мы их так приучили. ¾ Да кого! Вы вот возьмите: у нас один вор есть... ¾ Вор?! ¾ Вор! Мы все про него знаем, что он вор, он уже раз пять сидел за это дело. А у нас одна заслу-женная учительница живет, орден имеет... И этот вор натурально пришел к ней и говорит: "Пусти пожить не¬дели две". А он у нее учился когда-то... в первом классе, что ли. Он вообще-то детдомовский, а она, видно, рабо¬тала там. Да. "Пусти, ¾ говорит, ¾ пару недель пожить, пока не определюсь куда-нибудь". ¾ Пустила? ¾ Пусти¬ла! Ну, думаем, и обчистит же он ее! Жалели даже ста¬рушку. ¾ Дело в том, что у них такой закон есть: где жи¬вешь, там не воруй. ¾ Да, да. ¾ Не обчистил? ¾ Не! Ни-ни, ни волоска не взял! ¾ Это странно все же... Плевали они на эти законы! Закон. У меня год стожок сена увезли, змеи ползучие... - Ну-ну, это такие, что ли! Это уж... наш брат кто-нибудь, свои. На кой ему черт сено, урке? (В. Шукшин)
3. Составьте диалоги, в которых ярко отразились бы взаимоотношения и речевая характеристика собеседников: 1) в офи¬циальной обстановке; 2) в неофициальной обстановке а) предста¬вителей старшего поколения, б) представителей младшего поко¬ления, в) представителей разных поколений, т.е. создать образы (миллионера-бомжа, интеллигента-бизнесмена, горожанина-сельчанина…)
Монолог Назывного Предложения:
- Дозвольте назвать себя: Назывное Предложение! Вы, конечно, сразу догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего-то: предметов, событии, явлений.. . Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Тула» , «Вокзал» , «Выход в город» , «Кассы» , «Буфет» , «Остановка троллейбуса» и т. п. - это всё я, Назывное Предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха» , «Порт» - это Назывные Предложения. А ребёнок смотрит в окно и кричит: «Вон море! » - и это опять я, Назывное Предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб» , «Обувь» , «Книги» ? А это всё я, Назывное Предложение.
Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае, они с радостью говорят: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А вот мой сынишка! »
У меня один главный член - подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы - вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!» , «Землетрясение!» , «Авария! » или отдаю приказания: «Огонь! Старт! Стоп! » Но главная моя задача - называть то, что нужно людям, что их радует и жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые строки в стихотворении, которые написаны только Назывными Предложениями: «Ночь, улица, фонарь, аптека.. . » (А Блок. )
Правда, немного, обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.
Объяснение:
- Дозвольте назвать себя: Назывное Предложение! Вы, конечно, сразу догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего-то: предметов, событии, явлений.. . Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Тула» , «Вокзал» , «Выход в город» , «Кассы» , «Буфет» , «Остановка троллейбуса» и т. п. - это всё я, Назывное Предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха» , «Порт» - это Назывные Предложения. А ребёнок смотрит в окно и кричит: «Вон море! » - и это опять я, Назывное Предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб» , «Обувь» , «Книги» ? А это всё я, Назывное Предложение.
Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае, они с радостью говорят: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А вот мой сынишка! »
У меня один главный член - подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы - вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!» , «Землетрясение!» , «Авария! » или отдаю приказания: «Огонь! Старт! Стоп! » Но главная моя задача - называть то, что нужно людям, что их радует и жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые строки в стихотворении, которые написаны только Назывными Предложениями: «Ночь, улица, фонарь, аптека.. . » (А Блок. )
Правда, немного, обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.