Практикум по пунктуации. 9-11кл 1. Укажите предложение(-я) с пунктуационной ошибкой. 1) Старик снял с левого плеча палку, и ощупывая ею тротуар, направился вверх по Прорезной. 2) С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны. 3) Как истинный француз, в кармане Трике привез куплет Татьяне. 4) Родина Макара — глухая слободка Налган — затерялась в якутской тайге. 5) Много веков сушили эту землю ветры - суховеи, и палило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. короткий ливень, и на улицах запахло горькой сладостью каких - то цветов. 2. Укажите предложение(-я) с пунктуационной ошибкой. 1) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса. 2) О, первый ландыш, из-под снега ты просишь солнечных лучей. 3) Иван Сергеевич посмотрел на меня, но, должно быть, не узнал. 4) Овсянников придерживался странных обычаев не из суеверия (душа в нем была довольно свобод-ная), а по привычке. 5) Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас и тяжело грести. 6) Здесь же по ночам ухает филин, и тоскливо надрывается лесная сирота-кукушка. 3. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) все знаки препинания расставлены верно. 1) Он вспомнил, что, уходя не запер дверь на террасу, и возвращаясь назад, на дачу в сердцах проклинал и себя, и всех гостей. 2) Решив это, Маша, ожидающая его в переполненной комнате, не обращая ни на кого внимания, молча пошла по лестнице, ведущей наверх, и не спеша открыла дверь. 3) Вечером в десятом часу, прихрамывая, он побрел, по огибающей березовый лес дороге, медленно, неторопливо. 4) К.Г.Паустовский считал, что «милый чудак и поэт», датский сказочник Андерсен, с произведениями которого он познакомился в семилетнем возрасте, научил его вере в победу солнца над мраком и доброты человеческого сердца над злом. 5) И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах, голоса в чаще леса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. 6) Карманы их вечно были наполнены всякой дрянью: как-то бабками, свистелками, сделанными из перышек, недоеденным пирогом, а иногда даже и маленькими воробьенками.
4. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) все знаки препинания расставлены верно. 1) Мы, туристы очень спешили, но за неимением билетов, смогли уехать на поезде, отправляющемся на час позже. 2) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль. 3) Я люблю эти темные ночи, эти звезды, и клены, и пруд. 4) Впрочем, он может быть пристрастно судил о вещах, мало ему знакомых, и встретив недоумевающий взгляд, промолчал. 5) Просто и спокойно пахло влажной землей и сладостью полевых цветов. 6) Наш кораблик, украшенный флагами по случаю бури, долго стоял в гавани ловко примостившись между судами - великанами.
5. Укажите предложение (-я), в котором (-ых) все знаки препинания расставлены верно. 1) Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово или взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, все это крупинки золотой пыли. 2) Конечно мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берем в руки роман или повесть, чтобы отдохнуть, а то и развлечься. 3) Ученые в строгой последовательности, в определенной системе излагают факты, и рассматривая их, стремятся установить и сформулировать закономерности, причины и следствия явлений, а результаты своих исследований они выражают в цифрах, лекциях, выводах. 4) Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без доста-точного основания противна здравому смыслу и вкусу, но она вредит не русскому языку, не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. 5) Дел у меня много, к концу будущей недели я, однако, надеюсь все-таки навестить вас. 6) Старый сад всю ночь гудел угрюмо, дождь шумел, и, словно капли слез, падал он в холодный снег на землю с голых сучьев стонущих берез.