Изучая текст, будь то художественный роман, научная диссертация, памфлет, стихотворение, анекдот, первое, чем задается читатель, перебирая слова и предложения, – о чем здесь написано, что хотел выразить автор набором именно этих слов? Когда сочинителю удалось полностью раскрыть свой замысел, понять его нетрудно, основная мысль текста понятна уже в процессе чтения, и лейтмотивом проходит через все повествование. Но когда идея сама по себе эфемерна, да еще выражена не буквально, а метафорами, образным описанием, понять автора бывает довольно трудно. Каждый читатель увидит в главной идее текста что-то свое, близкое, в зависимости от его мировоззрения, уровня интеллекта, социального положения в обществе. И весьма вероятно, что узнанное и понятое читателем будет далеким от такого понятия, как основная мысль текста, которую пытался вложить в произведение сам автор. -
А. огарков поехал дальше, всюду натыкаясь на группы идущих к востоку людей. но и они были не из его дивизии и это обеспокоило огаркова. он хлестнул коня, но конь, видимо, устал и упорно двигался шагом, заметно припадая на левую заднюю ногу. (э. казакевич) б. спутанная трава в саду полегла и все доцветал и никак не мог доцвесть, и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. из них назойливо сыпался дождь. по дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать и пастухи перестали гонять в луга стадо. (к. паустовский) в. дивизия двинулась дальше на варшаву, а я, проболтавшись дней десять в люблине, был эвакуирован в тыл и воевать мне больше не пришлось. (в. некрасов) г. в этих безлюдных зеленых переулках асфальт встречался редко, зато было много дощатых тротуаров. я с тех пор навсегда запомнил, как хорошо пружинят доски под колесами. иногда, правда, колеса проваливались в щели, но сережка легко их выдергивал и вёз меня . крапивин) д. дорога бежала навстречу как бесконечная лента, ветви больно хлестали морозку по лицу, а он все гнал и гнал очумевшего жеребца, полный неистовой злобы, обиды, мщения. (а. фадеев) е. над полем высоко в небе словно серебряные колокольчики звенели жаворонки. в лесу заливались пеночки, зяблики, всех птенцов и не перечесть. у некоторых птиц и голоса-то для пения нет, но и они тоже от других не отстают, стараются, кто как умеет. (г. скребицкий)