Представьте, что в очередном номере школьной газеты необходимо поместить замет- ку о пользе «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А. Тихонова. Но вводная статья к словарю, написанная самим А. Тихоновым, очень большая (см. ниже). Вы должны её сжать примерно на 2/3, сохранив основную мысль, важные детали и аргумен- ты, которые автор приводит для доказательства основной мысли. Прочтите исходный текст первый раз и выполните следующие действия: zzопределите основную мысль текста;
zzвыделите ключевые слова в каждой микротеме. По ним обобщите содержание ми-
кротемы;
zzозаглавьте каждую микротему и запишите план.
Чему учит школьный словообразовательный словарь русского языка
Дорогие ребята! Слова в русском языке разнообразны по своей структуре. Они могут состоять только из корневой части, которая равняется одному лишь звуку. Та- ковы предлоги к, с, о, у, союзы и, а, междометия о!, э!, м!, а!, у! Слова, состоящие только из корня, чаще имеют более сложный звуковой состав. Например: да, нет, на, ура, там, иначе, пальто, кукареку и т. п. Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание, суффикс или приставку: вод-иц-а, пят-ер-о, мяу-ка-ет.
96
Приставок и суффиксов в слове может быть несколько: по-на-при-ши-ва-л-и, шелк-ов-ист-еньк-ий, вод-ян-ист-ость и др. В таких словах обычно корни так «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть.
Ещё труднее разобраться в составе сложных слов. Среди них нередко встре- чаются слова, состоящие из 10 и более частей. Например: автомобильно- железнодорожно-водный (13) и др.
Облегчить словообразовательный анализ и разбор слов по составу должен «Школьный словообразовательный словарь русского языка». Словарь подскажет, от какого родственного слова и с каких словообразовательных средств об- разовано слово. Поэтому словарь называется словообразовательным. А так как он включает именно те слова, понимание которых необходимо учащимся, словарь име- ет уточнение – школьный.
Многие орфографические правила прямо опираются на словообразование. Что- бы понять их смысл, надо хорошо знать строение слова. Например, правописание о и а в словах умалять и умолять требует знания их смысла, а смысл подсказывает их строение. Слово умалять имеет корень мал-. Оно образовано следующим обра- зом: мал(ый) > у-мал-и-ть > ума-л-я-ть. Отсюда: умалять – «делать малым». Значит, корень этого глагола пишется через а. В умолять надо писать о, так как это слово восходит к глаголу молить (ср.: я молю, ты молишь, он молит), который в корне содержит о и обозначает «горячо, страстно, униженно просить»: молить- > у-молить- > умол-я-ть.
Словообразование прочно связано с культурой речи. Чутьё к слову можно раз- вивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова. Непонимание оттенков значения ведёт к неправильному употреблению слов. Так, например, нередко говорят и пишут «одеть очки» вместо надеть очки. В магазинах продавцы часто спрашивают: «Вам порезать (колбасу, сыр, хлеб)?» вместо «Вам нарезать?»
В словообразовательном словаре отражены родственные связи однокоренных слов. Так, например, от числительного два образовано 265 слов. А родственников у слова может быть и ещё больше: у слова рука их 153, холод – 157, гнать – 275, свет (лучистая энергия) – 288, ходить – 470, два – 547, половина – 587.
В словаре вы ознакомитесь с гнёздами слов разных частей речи. В гнёздах увиди- те разные по длине и составу цепочки. В них от звена к звену иногда перемещается ударение в словах, происходит чередование звуков.
Если вы внимательно и всесторонне будете анализировать гнёзда, у вас возник- нет много интересных вопросов, на которые сами же сможете ответить с словаря. Ваше старание при чтении словаря обязательно принесёт вам желаемый успех. В добрый путь!
Во многих электрических машинах применяются магнитные цепи, возбуждение которых проходят через постоянные магниты. Для изготовления этих элементов используются специальные материалы двух основных типов. Первый тип относится к магнитомягким материалам, характеризующимся узкой петлей гистерезиса. Основой для изготовления служит низкоуглеродистая сталь или железоникелевые и железокобальтовые сплавы.
Во втором случае используются магнитотвердые материалы с высокой остаточной индукцией и коэрцитивной силой. Их собственная намагниченность позволяет создавать интенсивные магнитные потоки. Материалами для изготовления служат сплавы, основой которых является алюминий, железо, кобальт, никель и редкоземельные материалы. Использование редкоземельных материалов в интерметаллических соединениях считается наиболее эффективным при создании постоянных магнитов. Среди них следует отметить соединение кобальт-самарий, а также сплав железо-неодим-бор. Они отличаются высокой удельной магнитной энергией. Кривая размагничивания имеет форму с очень высоким коэффициентом. Нестабильные характеристики отличаются низким температурным коэффициентом. Благодаря хорошим технологическим показателям, данные материалы при необходимости легко свариваются или склеиваются. Это позволяет использовать магнитные элементы в самых разных конструкциях машин. Рабочий температурный диапазон таких магнитов находится в пределах от -60 до +200 градусов.
Ня
Объяснение:
СИЛА ИСКУССТВА.
Каждый из нас не раз, наверняка, слышал в окружающем его мире такое выражение «Вот она сила искусства». Что же оно означает?
Искусство окружает нас во всем, будь это музыка или литература, скульптура или живопись... Многие люди часто спорят между собой, в то время как первый скажет: «Сила искусства заключена в архитектуре», другой ему ответит, что «Настоящая сила искусства - это театр». И они оба правы ведь то чувство, которое вызывает в нас поэзия, музыка, живопись, театр, непередаваемо, каждый из видов искусства вносит в нас свой отпечаток, передает нам его таинственную силу, которую вложил туда сам автор.
Человек, познавая мир, открывает для себя различные, словно краски, оттенки эмоций, которые он испытывает в повседневной жизни. А можно ли считать силой искусства, как раз ту самую атмосферу, которую вызывает вокруг нас искусство? Несомненно, человек, читая книги, слушая музыку, будто погружается в тот мир, который преподнес ему автор. Сила искусства велика, и на каждого человека она влияет по-своему. Два разных человека, слушая одну и ту же лирическую композицию, испытывают совершенно разные эмоции, и это нормально, ведь у каждого человека свое мировоззрение, особенное восприятие на окружающую его обстановку.
Великая сила искусства словно врывается в нашу жизнь, применяя различные обличия, становиться частью нашей жизни, она учит нас чувствовать, смотреть на мир со всех сторон, радоваться тому, что преподносит нам жизнь.
Музыка переносит нас в мир композитора, звуки раскрывают всю красоту, все тонкие детали, которые он вложил в мелодию. Перед нами мир, в котором все подчинено одному красоте звучания, разные ноты словно импульсы, разносящиеся по нашему организму и переворачивающие наш мир с ног на голову!
Великие творения авторов в театре встают пред нами с высоко поднятой головой. И каждое мгновение мы рассматриваем по маленькой частице того образа, что нарисовал нам автор, каждую секунду мы все больше узнаем его внутренний мир, каждую минуту мы переносим тот образ в нашу жизнь, и он становиться уже не картинкой, он оживает, чувствует, передает всё, что вложил в него автор.
Таким образом, у каждого произведения искусства есть своя энергетика , именуемая силой, в который автор вложил все свои чувства, все переживания всё, что есть у него на сердце. Искусство-это параллельная вселенная со своей жизнью, своими красками , своей душой, и не каждому человеку дано окунуться в тот мир эмоций и чувств, ощутить все то что передал автор. Но я считаю, что каждый в этом мире создать свое, пусть маленькое, но искусство, и хоть оно будет понятно лишь ему, для человека это станет бесценным творением, в которое он вложил всё , что есть у него.