Бытует мнение, что не всё, написанное Б.Екимовым, равноценно, что наряду с яркими рассказами есть бледные, явно неудачные. Хочется с В каком смысле «бледные»? Если нет в его прозе возвышенных интонаций, развёрнутых пейзажных описаний, нет особо занимательных сюжетных построений, к которым так привык искушенный читатель, композиционных ухищрений? Если письмо его сдержанно, порой скупо, лаконично, то за душу берет достоверность изображаемого и совестливое отношение автора к правде жизни, как бы она ни была неприглядна и горька.
Вообще рассказы Екимова при всей видимой их требуют от читателя большого душевного напряжения. Порой бессмысленно их пересказывать, настолько они многоплановы и неоднозначны.
1 учебная ситуация. Давайте и мы с вами поразмышляем над этим.
Итак, «Белая дорога»…
Любое произведение начинается с названия. Оно может быть разным: ярким, загадочным, неопределенным, предметным, сюжетным и т.д.
_Обращение к домашнему заданию:
Каким вы увидели «образ» словосочетания «белая дорога»? Зачитайте.
Так о чем же этот рассказ? (Заслушиваем)
Обратите внимание на его композицию. ( Кольцевая. Начало: «Вот и осень. Ночи стали холодными. Пора с летом прощаться.
Конец: «Вечный ветер. Осень… Надо уезжать, прощаясь надолго – до следующего лета.)
В общем-то, мотив дороги присутствует в рассказе уже с самого начала и пронизывает весь рассказ, но БЕЛАЯ ДОРОГА появляется неожиданно:
«Тишина. И небо Люди здесь тоже редки. Но порой встречаются белые дороги, неведомо кем проложенные в сыпучих песках… Эти белые дороги завораживают…Кто ее проторил, эту дорогу, и куда?..
БЕЛАЯ ДОРОГА ВЕДЕТ КУДА-ТО…
И именно она так странно и неожиданно приводит читателя к главному герою.
«Вспомнил о Степе. О нем и рассказ. Где-то здесь, в этих песках, он умер. Шел и шел белой дорогой. Потом лег ли, а может, упал и умер… Осталась память, рассказы.»
2 учебная ситуация-Что читатель узнает о герое?
(Глухой, был для всякой семьи, даром Божьим. Брался чинить всякую рвань, ничего не отвергая; не требовал за труды свои плату, работал лишь за харчи.
Откуда он взялся, такой малахольный ли, умом тронутый, толком никто не помнит. Своего пристанища, дома он не имел. Мешок за плечами – все имущество.
Жил и кормился степа в том доме, куда приходил работать. ..Жил, пока всю обувку не перечинит… Перечинив обувку, Степа собирал свои пожитки, шёл в другой дом, никакой платы не Бумажными деньгами в ту пору игрались дети да старухи обклеивали ими крышки сундуков. Но Степа был «тронутым», и потому ему порой, может, для очистки совести, вручали за труды эти пестрые бумажки.
И далее опять: «Будь Степа помудрей, поразумней, он мог бы прожить и лучше, выбирая дома с достатком.
Проблемная ситуация
Итак, почему же малахольный ли, умом ли тронутый, и опять, уже утвердительно, тронутый; будь помудрей, поразумней?(Заслушиваем ответы)
( Складывается впечатление о каком-то блаженном, но не в первом значении этого слова – « в высшей мере счастливый», а во втором: « глуповатый(первоначально ЮРОДИВЫЙ (разг.) – ЧУДАКОВАТЫЙ, ПОМЕШАННЫЙ (разг.). Но ведь юродивыми называли безумцев, обладающих даром прорицания. Иронично играя словами ( «будь Степа помудрей, поразумней…»), Б.Екимов намекает на другую жизненную философию: «имей расчет, выгоду для себя»
-А этот? ( Всегда худой и морщинистый… не уходил, пока последнюю пару ношеных – переношенных чириков не починит. За это его уважали, называя порой святым человеком, какие не от земли, а от неба.
3 учебная ситуация
-Как относились к Степе-глухому ребятишки? ( Слушаем ответы)
( «Детишки возле него с утра до ночи кружатся, порой толкают, мешают. Но он их никогда не гнал… А малыши- забирались к нему на колени.
Степа никогда не смеялся, даже не улыбался, но в такие минуты он светлел лицом и шумно вздыхал.)
Вывод: Дети как лакмусовая бумажка, через которую « высвечивается», «проявляется» человек, его душа.
Проблемная ситуация
Какая мысль заключена в словах: «Вы Степу не держите, он другим нужен»
-О каждом ли человеке можно сказать: «Он другим нужен»? ( Обмениваемся мнениями)
4 учебная ситуация
Автор пишет: «Откуда он взялся такой,…толком никто не помнит». Но и уход его кажется странным: «…И вот пошел со двора. Мешок- за плечами… А потом Степа пропал.
Лишь осенью, на исходе лета, Степу нашли в Пйсках. Видно, пошел он от Дона не кружной, торной дорогой, а напрямую, через Пйски.
Такой вот белой дорогой, что тянется сейчас передо мной меж песчаных бугров. Прилег он на обочину или упал? И умер. Ни птица, ни зверь его не тронули. Так и лежал, пока не нашли его сухие мощи. Где-то вот здесь и умер.
-О ком думаешь, читая эти строки? (о святом человеке)
Давайте вернёмся к названию рассказа. Как оно соотносится с содержанием текста?
( Белая дорога – это метафора. Символизирует она, скорее всего, жизненный путь человека, чистоту его помыслов и смысл существования на этой земле. И чем чище этот путь, тем выше дорога в вечность. Кто людям других, отрекаясь от себя, становится святым, но уже в другой жизни…)
Поддерживать - поддерживают - поддерживаемый, слышать - слышат - слышимый, пересылать - пересылают - пересылаемый, объявлять - объявляют - объявляемый, любить - любят - любимый;
Построить - построенный, решить - решённый, разбить - разбитый, потерять - потерянный, принести - принесённый.
Объяснение:
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени с использованием суффиксов:
–ом-/-ем- – от глаголов 1-го спряжения ; -им- – от глаголов 2-го спряжения .Страдательные причастия НВ образуются от переходных глаголов НСВ.
Страдательные причастия времени образуются от основы инфинитива глагола (основы времени) с использованием суффиксов:
-нн- – от глаголов на -ать, -ять, -еть . -енн- – от глаголов с основой на -и- ; -т- – от основ на -оть, -ереть, -нуть и односложных глаголов.I.Беседа.
Бытует мнение, что не всё, написанное Б.Екимовым, равноценно, что наряду с яркими рассказами есть бледные, явно неудачные. Хочется с В каком смысле «бледные»? Если нет в его прозе возвышенных интонаций, развёрнутых пейзажных описаний, нет особо занимательных сюжетных построений, к которым так привык искушенный читатель, композиционных ухищрений? Если письмо его сдержанно, порой скупо, лаконично, то за душу берет достоверность изображаемого и совестливое отношение автора к правде жизни, как бы она ни была неприглядна и горька.
Вообще рассказы Екимова при всей видимой их требуют от читателя большого душевного напряжения. Порой бессмысленно их пересказывать, настолько они многоплановы и неоднозначны.
1 учебная ситуация. Давайте и мы с вами поразмышляем над этим.
Итак, «Белая дорога»…
Любое произведение начинается с названия. Оно может быть разным: ярким, загадочным, неопределенным, предметным, сюжетным и т.д.
_Обращение к домашнему заданию:
Каким вы увидели «образ» словосочетания «белая дорога»? Зачитайте.
Так о чем же этот рассказ? (Заслушиваем)
Обратите внимание на его композицию. ( Кольцевая. Начало: «Вот и осень. Ночи стали холодными. Пора с летом прощаться.
Конец: «Вечный ветер. Осень… Надо уезжать, прощаясь надолго – до следующего лета.)
В общем-то, мотив дороги присутствует в рассказе уже с самого начала и пронизывает весь рассказ, но БЕЛАЯ ДОРОГА появляется неожиданно:
«Тишина. И небо Люди здесь тоже редки. Но порой встречаются белые дороги, неведомо кем проложенные в сыпучих песках… Эти белые дороги завораживают…Кто ее проторил, эту дорогу, и куда?..
БЕЛАЯ ДОРОГА ВЕДЕТ КУДА-ТО…
И именно она так странно и неожиданно приводит читателя к главному герою.
«Вспомнил о Степе. О нем и рассказ. Где-то здесь, в этих песках, он умер. Шел и шел белой дорогой. Потом лег ли, а может, упал и умер… Осталась память, рассказы.»
2 учебная ситуация-Что читатель узнает о герое?
(Глухой, был для всякой семьи, даром Божьим. Брался чинить всякую рвань, ничего не отвергая; не требовал за труды свои плату, работал лишь за харчи.
Откуда он взялся, такой малахольный ли, умом тронутый, толком никто не помнит. Своего пристанища, дома он не имел. Мешок за плечами – все имущество.
Жил и кормился степа в том доме, куда приходил работать. ..Жил, пока всю обувку не перечинит… Перечинив обувку, Степа собирал свои пожитки, шёл в другой дом, никакой платы не Бумажными деньгами в ту пору игрались дети да старухи обклеивали ими крышки сундуков. Но Степа был «тронутым», и потому ему порой, может, для очистки совести, вручали за труды эти пестрые бумажки.
И далее опять: «Будь Степа помудрей, поразумней, он мог бы прожить и лучше, выбирая дома с достатком.
Проблемная ситуация
Итак, почему же малахольный ли, умом ли тронутый, и опять, уже утвердительно, тронутый; будь помудрей, поразумней?(Заслушиваем ответы)
( Складывается впечатление о каком-то блаженном, но не в первом значении этого слова – « в высшей мере счастливый», а во втором: « глуповатый(первоначально ЮРОДИВЫЙ (разг.) – ЧУДАКОВАТЫЙ, ПОМЕШАННЫЙ (разг.). Но ведь юродивыми называли безумцев, обладающих даром прорицания. Иронично играя словами ( «будь Степа помудрей, поразумней…»), Б.Екимов намекает на другую жизненную философию: «имей расчет, выгоду для себя»
-А этот? ( Всегда худой и морщинистый… не уходил, пока последнюю пару ношеных – переношенных чириков не починит. За это его уважали, называя порой святым человеком, какие не от земли, а от неба.
3 учебная ситуация
-Как относились к Степе-глухому ребятишки? ( Слушаем ответы)
( «Детишки возле него с утра до ночи кружатся, порой толкают, мешают. Но он их никогда не гнал… А малыши- забирались к нему на колени.
Степа никогда не смеялся, даже не улыбался, но в такие минуты он светлел лицом и шумно вздыхал.)
Вывод: Дети как лакмусовая бумажка, через которую « высвечивается», «проявляется» человек, его душа.
Проблемная ситуация
Какая мысль заключена в словах: «Вы Степу не держите, он другим нужен»
-О каждом ли человеке можно сказать: «Он другим нужен»? ( Обмениваемся мнениями)
4 учебная ситуация
Автор пишет: «Откуда он взялся такой,…толком никто не помнит». Но и уход его кажется странным: «…И вот пошел со двора. Мешок- за плечами… А потом Степа пропал.
Лишь осенью, на исходе лета, Степу нашли в Пйсках. Видно, пошел он от Дона не кружной, торной дорогой, а напрямую, через Пйски.
Такой вот белой дорогой, что тянется сейчас передо мной меж песчаных бугров. Прилег он на обочину или упал? И умер. Ни птица, ни зверь его не тронули. Так и лежал, пока не нашли его сухие мощи. Где-то вот здесь и умер.
-О ком думаешь, читая эти строки? (о святом человеке)
Давайте вернёмся к названию рассказа. Как оно соотносится с содержанием текста?
( Белая дорога – это метафора. Символизирует она, скорее всего, жизненный путь человека, чистоту его помыслов и смысл существования на этой земле. И чем чище этот путь, тем выше дорога в вечность. Кто людям других, отрекаясь от себя, становится святым, но уже в другой жизни…)