Гениальность М.В. Ломоносова проявилась и в лингвистике. Ученый изменил русский литературный язык, предложив новые правила. Он замечал, что русский литературный стал грешить нерусскими и устаревшими словами. Ломоносов решил, что стоит развить литературный язык на народной основе, сочетая достоинство первого и второго. Моим современникам он оставил учение о "трех штилях", которое изложено в работе " О пользе книг церковных в российском языке" ( 1757). Ломоносов разделил слова на три "речения" . Он отнес к первому общие слова для русского и славянского - "почитаю", "ныне"," слава". Ко второму - славянские, редко употребляемые , но всем известные ("господень","взываю"), неупотребительные, устаревшие ( рясны- ожерелье, овогда - иногда). К третьему "приписал " русские слова ( "говорю"," ручей","пока"), которые были" взяты" из народной речи, а не из церковнославянского языка. В зависимости от употребления в речи и на письме выделил три "штиля " : " высокий", " средний" и низкий". Слова разных стилей , полагал Ломоносов, стоит употреблять в разных литературных произведениях. Ломоносов успешно боролся с засорением русского "иностранщиной". При составлении своих трудов прекрасный знаток заменял английские, немецкие , французские слова и выражения русскими : земная ось, воздушный насос, магнитная стрелка, "о законах движения" вместо " о силах тел подвиженному вданных"... Великий ученый не стал переводить те устойчивые обороты и слова, которые прижились в русском, он лишь сделал их благозвучными : оризонт заменил горизонтом, препорцию - пропорцией. Русский язык благодаря реформе М. В. Ломоносова стал занимать прочное место в научных трудах, определенным образом был систематизирован, дополнен. Ученый обозначил путь, по которому должна идти отечественная лингвистика.
1) [старик был так поражен его словами], (что всплеснул руками).
схема: [-- =], →насколько? в какой степени? →(
вид придаточного предложения: обстоятельственное меры и степени.
2) [впервые я услышал], (как шелестит лист, | поздней осенью с дерева (причастный оборот)|).
схема: [-- =], → что? →(как = |~|).
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
3) [нынче в пять часов утра, (когда я открыл глаза), ←когда? ←в окно моей комнаты повеяло запахом цветов].
схема: (когда =].
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное времени.
4) [должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях], (которые бегут под буреломом о мерцающих звездах).
схема: [ = ],→каких? →(
вид придаточного предложения: придаточное определительное.
5) [слышно было], (как мать звенела стаканами, |разливая чай (причастный оборот)|).
схема: [ = ],→что? →(как -- =, (~
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
6) [летят к вербе пчелы, бабочки], (потому что их привлекают душистые сережки).
схема: [ = --],→почему? →(потому что
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное причины.
7) [небо на востоке стало темнеть], (хотя солнце еще не ушло за горизонт).
схема: [ -- = ],→не смотря на что? →(хотя
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное уступки.
8) [я прежде всего должен высказать то], {в чем до сих пор не решался сознаться самому себе).
схема: [ -- = ],→что? →(в чём
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
9) (чтобы не заблудиться в лесах), [нужно знать приметы].
схема: (←зачем? с какой целью? ← [ = ].
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное цели.
10) [всю ночь мы лежали у костра и слушали], (как шумит море).
схема: [ -- = и = ],→что? →(как
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
2 .
(если бы природа могла чувствовать к человеку за то), (что онпроник в ее жизнь и воспел ее), [то прежде всего эта выпалабы на долю михаила пришвина].
тип подчинения: придаточное обстоятельственное условия " если бы природа могла чувствовать к человеку за то" зависит от сказуемого выпала (при каком условии? ) главной части, а придаточное изъяснительное "что онпроник в ее жизнь и воспел её" зависит от сказуемого могла чувствовать (что? ) придаточного обстоятельственного условия. это предложение с последовательным подчинением придаточных.
виды придаточных: придаточное обстоятельственное условия (; придаточное изъяснительное (
схема: (если →что? →( [-- =].
↑← при каком условии? ←↓
(от главного предложения ведем стрелку с вопросом к первому придаточному (если
Ученый изменил русский литературный язык, предложив новые правила.
Он замечал, что русский литературный стал грешить нерусскими и устаревшими словами. Ломоносов решил, что стоит развить литературный язык на народной основе, сочетая достоинство первого и второго.
Моим современникам он оставил учение о "трех штилях", которое изложено в работе " О пользе книг церковных в российском языке" ( 1757). Ломоносов разделил слова на три "речения" . Он отнес к первому общие слова для русского и славянского - "почитаю", "ныне"," слава". Ко второму - славянские, редко употребляемые , но всем известные ("господень","взываю"), неупотребительные, устаревшие ( рясны- ожерелье, овогда - иногда). К третьему "приписал " русские слова ( "говорю"," ручей","пока"), которые были" взяты" из народной речи, а не из церковнославянского языка. В зависимости от употребления в речи и на письме выделил три "штиля " : " высокий", " средний" и низкий". Слова разных стилей , полагал Ломоносов, стоит употреблять в разных литературных произведениях.
Ломоносов успешно боролся с засорением русского "иностранщиной". При составлении своих трудов прекрасный знаток заменял английские, немецкие , французские слова и выражения русскими : земная ось, воздушный насос, магнитная стрелка, "о законах движения" вместо " о силах тел подвиженному вданных"... Великий ученый не стал переводить те устойчивые обороты и слова, которые прижились в русском, он лишь сделал их благозвучными : оризонт заменил горизонтом, препорцию - пропорцией.
Русский язык благодаря реформе М. В. Ломоносова стал занимать прочное место в научных трудах, определенным образом был систематизирован, дополнен. Ученый обозначил путь, по которому должна идти отечественная лингвистика.
1
1) [старик был так поражен его словами], (что всплеснул руками).
схема: [-- =], →насколько? в какой степени? →(
вид придаточного предложения: обстоятельственное меры и степени.
2) [впервые я услышал], (как шелестит лист, | поздней осенью с дерева (причастный оборот)|).
схема: [-- =], → что? →(как = |~|).
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
3) [нынче в пять часов утра, (когда я открыл глаза), ←когда? ←в окно моей комнаты повеяло запахом цветов].
схема: (когда =].
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное времени.
4) [должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях], (которые бегут под буреломом о мерцающих звездах).
схема: [ = ],→каких? →(
вид придаточного предложения: придаточное определительное.
5) [слышно было], (как мать звенела стаканами, |разливая чай (причастный оборот)|).
схема: [ = ],→что? →(как -- =, (~
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
6) [летят к вербе пчелы, бабочки], (потому что их привлекают душистые сережки).
схема: [ = --],→почему? →(потому что
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное причины.
7) [небо на востоке стало темнеть], (хотя солнце еще не ушло за горизонт).
схема: [ -- = ],→не смотря на что? →(хотя
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное уступки.
8) [я прежде всего должен высказать то], {в чем до сих пор не решался сознаться самому себе).
схема: [ -- = ],→что? →(в чём
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
9) (чтобы не заблудиться в лесах), [нужно знать приметы].
схема: (←зачем? с какой целью? ← [ = ].
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное цели.
10) [всю ночь мы лежали у костра и слушали], (как шумит море).
схема: [ -- = и = ],→что? →(как
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
2 .
(если бы природа могла чувствовать к человеку за то), (что онпроник в ее жизнь и воспел ее), [то прежде всего эта выпалабы на долю михаила пришвина].
тип подчинения: придаточное обстоятельственное условия " если бы природа могла чувствовать к человеку за то" зависит от сказуемого выпала (при каком условии? ) главной части, а придаточное изъяснительное "что онпроник в ее жизнь и воспел её" зависит от сказуемого могла чувствовать (что? ) придаточного обстоятельственного условия. это предложение с последовательным подчинением придаточных.
виды придаточных: придаточное обстоятельственное условия (; придаточное изъяснительное (
схема: (если →что? →( [-- =].
↑← при каком условии? ←↓
(от главного предложения ведем стрелку с вопросом к первому придаточному (если