Приведите примеры текстов разных жанров. Как вы думаете, почему некоторые жанры (очерк, статья) встречаются в разных стилях? Есть ли разница между научно-популярным и газетным очерком? В чем они проявляются? Причастный оборот – принадлежность книжной речи. При использовании в речи причастных оборотов соблюдайте следующие нормы.
1. Определяемое слово должно находиться или перед всем оборотом, или после него. Нельзя сказать: Лежащая книга на столе прочитана (правильно: Книга, лежащая на столе… или Лежащая на столе книга…)
2. Соблюдайте нормы согласования причастия с определяемым словом.
3. Не допускайте нагромождения причастных оборотов. Это затрудняет восприятие речи.
4. Не забывайте, что причастия имеют только две формы времени – настоящего и поэтому не образовывайте причастий от глаголов совершенного вида. Нельзя сказать: пленник, попытающийся убежать… (правильно: пленник, который попытается убежать…)
5. Причастия не образуются от глаголов в форме условного наклонения. Нельзя сказать: каждый, пожелавший бы выступить… (правильно: каждый, кто пожелает…)
6. Правильно используйте залоговые значения причастий (действительные, страдательные причастия). Нельзя сказать: девочка, воспитывающаяся бабушкой (правильно: девочка, воспитываемая…)
Деепричастный оборот – принадлежность книжной речи.
1. При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).
2. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.
3.Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях.
1) Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Нельзя сказать: Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова (правильно: Когда я проезжал березовую рощу…)
2) Если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива. Нельзя сказать: Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно (правильно: Когда я проезжал березовую рощу…)
3) Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием. Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик был найден родителями (два субъекта: убежал мальчик, нашли родители). Правильно: убежавший из дома мальчик…
Определение подчеркнуть волнистой линией.
изъяснительно-пояснительные отношения (можно вставить: и увидел, что...) [ - =] : [ = -]
б) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен
причинные отношения (смутился почему?) [ - = ] : [ - =, = ]
в) Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. [ - = и = ] : [ - =, = ]
изъяснительно-пояснительные отношения (вижу что?.)
г) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. [ = ] : [ - = ]
причинные( почему?)
д) Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар [ - = ] : [ - =, = ], и [ = - ]
изъяснительно-пояснительные отношения (видите что?)
2)
завер-я-ть - завер - и - ть
одол-е - ва-ть - одол - е - ть
увлажн-я-ть - увлажн - и - ть
толк-а-ть - толк - ну ть
Угощ - а - ть - угост - и - ть (ст//щ)
Укрощ-а-ть - укрот - и - ть (т//щ)
Чередование согласных происходит в последних двух глаголах