Проанализируйте предложения:
1. Кругом лежит еще снег, но, если быть внимательным, можно заметить приближение весны.
Кругом лежит еще лежит снег, но если быть внимательным, то можно заметить приближение весны.
1. Он стал учиться играть на баяне, и, хотя очень старался, пока что мало получалось.
Он стал учиться играть на баяне, и хотя очень старался, но пока что мало получалось.
Во для анализа:
1. Какие это предложения? Сравните пары предложений под цифрой 1( затем под цифрой 2)
2. Найдите в них сочинительные и подчинительные союзы, которые стоят рядом.
3. Составьте схемы этих предложений.
4. Подумайте, при каких условиях рядом стоящие союзы разделяются и не разделяются запятой.
( Внимание! Запятая между союзами ставится тогда, когда можно исключить придаточное предложение из состава сложного, не нарушая при этом структуры предложения; запятая не ставится, когда придаточное исключить нельзя; в этом случае после придаточного предложения стоит «так», «то» или союз «но»)
Не разделяются, как правило, запятой сочинительные и подчинительные союзы, стоящие в начале предложения: И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся.
Как правило, не разделяются запятой оказавшиеся рядом противительный союз а и подчинительный союз: Ночь кончилась, а когда наступило утро, они отправились дальше.
5) Закрепление материала :
Работа с пунктограммой «Разделение запятой рядом стоящих союзов и союзных слов
и(но)если; и (но)когда; что если; что когда и др.» стр. 148 .
Продолжите предложения предложения, водящие в СПП, отделяются друг от друга запятыми, но если………..
- Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если предложения, входящие в состав СП, не отделяются друг от друга запятыми, если имеют общий второстепенный член и если…………………….
Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.