Проанализируйте тест В 1856 году в № 5 журнала «Отечественные записки» появилось стихотворение Толстого «Средь шумного бала, случайно...».
Под стихотворением стояла дата: 1851 г. Как большинство любовных стихотворений Толстого, оно было посвящено его будущей жене, Софье Андреевне, с которой поэт познакомился в январе 1851 года на маскараде в Петербурге. В этой стихотворной новелле Толстой запечатлел окружающую обстановку и все свои впечатления почти с летописной точностью. Читатель становится свидетелем многолюдного и шумного бала, в суете которого появляется незнакомка в маске («тайна твои покрывала черты»). Её лица не видно, но её тонкий стан, задумчивый вид, печальный взгляд - всё воспроизведено с поистине живописной зримостью. И всё же в портрете незнакомки есть какая-то неопределённость, недоговорённость. Лирический герой ещё сам полон неопределённых чувств - ему и грустно, и одиноко, ему ещё только кажется, что он полюбил, он ещё сам в этом окончательно не уверен. «Мимолётное виденье» растревожило его душу, лишило покоя, наполнило его сердце неясными грёзами (недаром в стихотворении возникает параллель с пушкинским «Я помню чудное мгновенье...»: у Толстого - «В тревоге мирской суеты», у Пушкина - «В тревогах шумной суеты»).
Ощущение недосказанности возникает и потому, что в описании лирической героини сталкиваются противоположные начала: в её дивном голосе слышится и звук нежной свирели, и рокот морского вала, её речь весела, но очи печальны, её смех одновременно «и грустный и звонкий»... Тайна, покрывающая черты незнакомки, - не только маска, но и тайна её судьбы, её наложившего отпечаток на весь её облик.
И такое у Софьи Андреевны Бахметьевой действительно было: роман с князем Вяземским; дуэль с ним её брата, которого князь убил; невыносимая жизнь в семье, где её считали виновницей гибели юноши; неудачный брак с полковником Миллером. Толстому ещё предстояло перестрадать с любимой «минувшие годы», перечувствовать вместе с ней её прежние «печали и надежды». «Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я; но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий...» - писал поэт в том же 1851 году. Судьба свела их случайно, средь шумного бала и на всю жизнь.
Стихотворение Толстого не только поэтическое свидетельство о знаменательной вехе в биографии его автора. Напевность, удивительная музыкальность этой стихотворной новеллы привлекали к ней подлинных ценителей поэзии. Благодаря Петру Ильичу Чайковскому стихотворение превратилось в романс, который уже более века исполняют всё новые и новые поколения певцов.
1) Проанализируйте текст. Определите тему и идею текста.
2) О чьего лица ведется повествование? Составьте план текста.
3) Выпишите из текста устаревшие слова.
4) Выпишите слова книжной лексики, присущие художественному стилю речи.
5) Приведите примеры эпитетов из текста
6) В чём и как проявляется в тексте ситуация этикетного речевого поведения?
1.
Престиж - престиж/н/ая работа (суффиксальный)
Президент -
президент/ск/ий номер (суффиксальный)
Премьера - премьер/н/ый показ (суффиксальный)
Претензия -
претензи/онн/ый тон (суффиксальный)
премировать -
прем/ирова/нн/ый коллектив (суффиксальный)
Привилегия -
привилег/ирова/нн/ое общество (суффиксальный)
Приоритет -
приоритет/н/ое право (суффиксальный)
Принципиальный - принципиаль/н/о молчать (суффиксальный)
Приватизация - приватизаци/онн/ый отдел (суффиксальный)
Примитивный -
примитив/изм/ на лице
2.
Президиум
Президиум (подлежащее ___) занимает свои места на сцене.
Примадонна
Примадонне (дополнение - - -) преподнесли шикарный букет роз.
Начнем с определения стиля: «стиль — это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни». Так как стили выполняют в обществе в каждом конкретном случае определенную функцию, отдельно выделяют функциональные стили речи.
Функциональный стиль – это подсистема литературного языка, реализуемая в определенной сфере общественной деятельности. Каждый функциональный стиль характеризуется совокупностью стилистически значимых языковых средств, конкретные ситуационные цели диктуют выбор стилистических приемов и композиционной структуры.
Функциональные стили не являются однородными, каждый из них реализуется в ряде жанровых разновидностей. Жанры научного стиля – научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом – законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом – статья, репортаж и т. п. Каждый функциональный тип речи имеет свои специфические черты, характерный лексический запас и синтаксических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.
Выделяют следующие функциональные стили речи:
· научный,
· официально-деловой,
· газетно-публицистический,
· художественный (выделяется не всеми лингвистами),
· разговорно-обиходный.
Данные стили проявляются и в устной, и в письменной формах и, кроме разговорно-обиходного, относятся к книжным. Часто происходит взаимодействие и смешение стилей.
Стилевое богатство делает русский язык гибким, сильным и эмоционально выразительным.
Объяснение: