Прочитай фрагмент рецензии, составленной на основе текста для анализа № 4. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запиши в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Рассуждая о том, что такое совесть, Л. Н. Толстой использует различные лексические средства выразительности: (А) («всякому» в предложении 16; «вещи» в предложении 30), (Б) («другой зрячий, духовный» в предложении 18; «с настоящего пути» в предложении 25). В тексте встречается такое средство, как (В) («духовное существо» в предложениях 6–8, 16, 28; «стрелка компаса» в предложениях 22–23). Особую выразительность тексту придаёт (Г) («Иван, Наталья» в предложениях 6–8).
1) олицетворение
2) разговорные слова
3) эпитеты
4) контекстные антонимы
5) метонимия
6) синтаксический параллелизм
7) лексический повтор
8) литота
9) вводные слова
( ) Кто ты? ( ) — Человек. ( ) — Какой человек? ( ) Чем отличаешься от
других? ( ) — Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я
богатый, я бедный.
( ) Каждый из нас особенный от всех других людей человек: мужчина,
женщина, старик, мальчик, девочка; и в каждом из нас, особенном человеке,
живёт одно и то же во всех духовное существо, так что каждый из нас
вместе и Иван, и Наталья, и одно и то же во всех духовное существо. ( ) И
когда мы говорим: я хочу, то иногда это значит то, что хочет этого Иван
или Наталья, — иногда же то, что хочет этого то духовное существо,
которое во всех одно. ( ) Так что бывает так, что Иван или Наталья хотят
чего-нибудь одного, а духовное существо, которое живёт в них, не хочет
этого, а хочет совсем другого.
( ) Кто-то подходит к двери. ( ) Я спрашиваю: Кто там? ( ) Отвечают:
— Я. ( ) — Кто я? ( ) — Да я, — отвечает тот, кто пришёл. ( ) А пришёл
крестьянский мальчик. ( ) Он удивляется тому, что можно спрашивать о
том, кто это я. ( ) Он удивляется потому, что чувствует в себе то единое
духовное существо, которое одно во всех, и потому удивляется тому, что
можно спрашивать о том, что должно быть известно всякому. ( ) Он
отвечает о духовном, я же спрашиваю о том окошке, через которое
смотрит это я.
( ) В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой
зрячий, духовный. ( ) Один — слепой человек — ест, пьёт, работает,
отдыхает, плодится и делает всё это, как заведённые часы.
( ) Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только
одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.
( ) Зрячую, духовную часть человека называют совестью. ( ) Эта
духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. (
) Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто
несёт её, сходит с того пути, который она показывает. ( ) То же и с
совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. ( ) Но стоит
человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и
насколько он сбился.
( ) Когда мы слышим про то, что человек сделал что-нибудь дурное, мы
говорим: совести у него нет.
( ) Что же такое совесть?
( ) Совесть — это сознание того духовного существа, которое живёт во
всех людях. ( ) И только тогда, когда она такое сознание, она верный
руководитель жизни людей.
( ) Философ Кант говорил, что две вещи больше всего удивляют его. ( )
Одно — это звёзды на небе, а другое — это закон добра в душе человека.
( ) Истинное добро в тебе самом, в твоей душе!
Когда Алёша спросил у дедушки, кому принадлежит старая скамейка, дед ответил, что тот, кто смастерил её, хороший человек, "который не о себе одном думает, а обо всех людях" (предложение 17). Так мудрый старик хотел научить своего внука заботиться об окружающих.
Слова деда не только запали Алёше в душу, но и заставили последовать примеру незнакомца: тайком от дедушки мальчик отремонтировал и покрасил калитку и скамейку. Он знал, что дед обязательно заметит изменения, обо всём догадается и похвалит того человека, который всё это сделал (предложение 34). А дедушкино мнение было очень важно для Алёши.
, и .
Лунный свет мягко освещал лесную поляну, и деревья казались сказочными богатырями.
, и .
Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, и небо окрасилось нежно- розовы цветом.
, и .
Наступило утро , и облака рассеялись.
, и .
Налетел порывистый ветер, и в воздухе повисли клубы пыли.
, и .
Дождь шёл всю ночь, и вода напоила молодые деревца.
, и .
Поблёкли листья на деревьях, и в поле пожухла трава.
, и .
Закончилась лето, и журавли улетели в жаркие страны.
, и .
Заря засияла на востоке, и наступил новый день.
, и .