Прочитай текст о правописании букв Е/И в корнях с чередованием. ответь на во выполни задания.
Тебе уже знакомо такое явление в русском языке, как чередующиеся гласные в однокоренных словах. В одном из предыдущих модулей вы изучали корни раст-ращ-рос и корни лаг-лож в которых правописание гласной зависит от согласных в корне. В другом модуле вы изучили правописание корней гор-гар, зор-зар, в которых выбор гласной зависит от того, куда падает ударение. Внимательно посмотри на ряд слов с корнями бер-бир, пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, жег-жиг, стел-стил, блест-блист:
Уберу ― убирать
Отпереть ― отпирать
Сдеру ― сдирать
Стереть ― стирать
Замереть ― замирать
Разжечь ― разжигать
Постелить ― застилать
Блестеть ― блистать
Правописание гласных в этих корнях определяется тем, стоит ли после корня суффикс -а-, или его нет. Если после корня нет суффикса -а-, то в этих корнях пишется е. Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется и.
Во и задания:
Чем отличаются слова с проверяемыми безударными гласными от слов с чередованием гласных в корне?
Можно ли проверить слово блестящий словом блеск?
У слов помириться и замирать ― один корень или разные?
Как ты напишешь такое предложение: В лучах разг…равшейся з…ри р…стения сада к…зались сл…гаемыми прекрасной симфонии природы, зам…ршими от бл…стательного встающего св…тила? Спиши это предложение, вставляя пропущенные буквы, выделяя корни, в одну строчку выпиши слова с пропущенными проверяемыми безударными гласными в корне, в другую ― с чередующимися гласными в корне.
Бойкий - бойче, более бойкий, самый бойкий, бойче всех
колкий - более колкий, самый колкий
звонкий - звонче, более звонкий, звончайший, самый звонкий, звонче всех
гибкий - гибче, более гибкий, самый гибкий, гибче всех
ломкий - более ломкий, самый ломкий
хлесткий - хлестче, более хлесткий, самый хлесткий, хлестче всех
сладкий - слаще, более сладкий, сладчайший, самый сладкий, слаще всех
гладкий - глаже, более гладкий, самый гладкий, глаже всех
пылкий - пыльче, более пылкий, самый пылкий, пыльче всех
Мы пили чай и мило беседовали.
Вдруг моя младшея сестренка предложила:
- а, давайте сделаем кормушку для птичек!?
Мы дружно подхватили эту затею.
Друг взял пластиковую бутылку и стал вырезать окошки,
Настюха принесла к столу разноцветные клубки и обмотала верх бутылки розовой пряжей.
Сестренка притащила карандаши, мой друг сделал из них жёрдочки - порожки для птичек.
Боковины у бутылки обмотали коричневой пряжей.
Получилась очень даже интересная кормушка.
На дно кормушки насыпали пшено, а сверху положили кусочки сала.
А днём маленький рыжий кот и я наблюдали за птичками.
Синички, воробьи прилетали стайками и по очереди клевали пшено и таскали кусочки сала.
Среди них выделялся важный, красногрудый снегирь, а после обеда заглянул к нам в гости дятел.
Теперь мы спокойны за птичек, им будет что поесть в холодные, зимние дни.
(Действующие лица :Сестренка, друг можно изменить)