Прочитайте два текста. определите типы текстов. назовите их признаки. при разборе слов часто встает вопрос, членится ли данное слово или нет так ,существительное утка
Гениальность М.В. Ломоносова проявилась и в лингвистике. Ученый изменил русский литературный язык, предложив новые правила. Он замечал, что русский литературный стал грешить нерусскими и устаревшими словами. Ломоносов решил, что стоит развить литературный язык на народной основе, сочетая достоинство первого и второго. Моим современникам он оставил учение о "трех штилях", которое изложено в работе " О пользе книг церковных в российском языке" ( 1757). Ломоносов разделил слова на три "речения" . Он отнес к первому общие слова для русского и славянского - "почитаю", "ныне"," слава". Ко второму - славянские, редко употребляемые , но всем известные ("господень","взываю"), неупотребительные, устаревшие ( рясны- ожерелье, овогда - иногда). К третьему "приписал " русские слова ( "говорю"," ручей","пока"), которые были" взяты" из народной речи, а не из церковнославянского языка. В зависимости от употребления в речи и на письме выделил три "штиля " : " высокий", " средний" и низкий". Слова разных стилей , полагал Ломоносов, стоит употреблять в разных литературных произведениях. Ломоносов успешно боролся с засорением русского "иностранщиной". При составлении своих трудов прекрасный знаток заменял английские, немецкие , французские слова и выражения русскими : земная ось, воздушный насос, магнитная стрелка, "о законах движения" вместо " о силах тел подвиженному вданных"... Великий ученый не стал переводить те устойчивые обороты и слова, которые прижились в русском, он лишь сделал их благозвучными : оризонт заменил горизонтом, препорцию - пропорцией. Русский язык благодаря реформе М. В. Ломоносова стал занимать прочное место в научных трудах, определенным образом был систематизирован, дополнен. Ученый обозначил путь, по которому должна идти отечественная лингвистика. Подробнее - на -
1. Найдите сложноподчинённые предложения, укажите их номер и вид придаточного.
ОТВЕТ: 1, 3, 4, 6
(1)Я сел возле пенька и заметил (что заметил?), (что одна ёлочка отличается от остальных). - СПП с придаточным изъяснительным.
(3)Оказалось (что оказалось?), (что корешок ёлочки пробил пень, добывая себе питание и влагу). - СПП с придаточным изъяснительным
(4)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того (которого?), (кто, возможно, был её родителем). - СПП с придаточным местоименно-определительным.
(6)Ещё долго старый пень будет сберегать капельки влаги, упавшие с травинок и листьев (каких травинок и листьев?) земляники, которые согреют молодое деревцо в стужу остатным тёплым дыханием жизни. - СПП с придаточным определительным.
2. Среди предложений 1—3 найдите сложное предложение, одна часть которого является односоставным безличным предложением. Напишите номер этого предложения.
ОТВЕТ: предложение 3
(3) Оказалось, что корешок ёлочки пробил пень, добывая себе питание и влагу.
4. Среди предложений 2—4 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
ОТВЕТ: предложение 4
(4)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем.
Гениальность М.В. Ломоносова проявилась и в лингвистике. Ученый изменил русский литературный язык, предложив новые правила. Он замечал, что русский литературный стал грешить нерусскими и устаревшими словами. Ломоносов решил, что стоит развить литературный язык на народной основе, сочетая достоинство первого и второго. Моим современникам он оставил учение о "трех штилях", которое изложено в работе " О пользе книг церковных в российском языке" ( 1757). Ломоносов разделил слова на три "речения" . Он отнес к первому общие слова для русского и славянского - "почитаю", "ныне"," слава". Ко второму - славянские, редко употребляемые , но всем известные ("господень","взываю"), неупотребительные, устаревшие ( рясны- ожерелье, овогда - иногда). К третьему "приписал " русские слова ( "говорю"," ручей","пока"), которые были" взяты" из народной речи, а не из церковнославянского языка. В зависимости от употребления в речи и на письме выделил три "штиля " : " высокий", " средний" и низкий". Слова разных стилей , полагал Ломоносов, стоит употреблять в разных литературных произведениях. Ломоносов успешно боролся с засорением русского "иностранщиной". При составлении своих трудов прекрасный знаток заменял английские, немецкие , французские слова и выражения русскими : земная ось, воздушный насос, магнитная стрелка, "о законах движения" вместо " о силах тел подвиженному вданных"... Великий ученый не стал переводить те устойчивые обороты и слова, которые прижились в русском, он лишь сделал их благозвучными : оризонт заменил горизонтом, препорцию - пропорцией. Русский язык благодаря реформе М. В. Ломоносова стал занимать прочное место в научных трудах, определенным образом был систематизирован, дополнен. Ученый обозначил путь, по которому должна идти отечественная лингвистика. Подробнее - на -
1. Найдите сложноподчинённые предложения, укажите их номер и вид придаточного.
ОТВЕТ: 1, 3, 4, 6
(1)Я сел возле пенька и заметил (что заметил?), (что одна ёлочка отличается от остальных). - СПП с придаточным изъяснительным.
(3)Оказалось (что оказалось?), (что корешок ёлочки пробил пень, добывая себе питание и влагу). - СПП с придаточным изъяснительным
(4)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того (которого?), (кто, возможно, был её родителем). - СПП с придаточным местоименно-определительным.
(6)Ещё долго старый пень будет сберегать капельки влаги, упавшие с травинок и листьев (каких травинок и листьев?) земляники, которые согреют молодое деревцо в стужу остатным тёплым дыханием жизни. - СПП с придаточным определительным.
2. Среди предложений 1—3 найдите сложное предложение, одна часть которого является односоставным безличным предложением. Напишите номер этого предложения.
ОТВЕТ: предложение 3
(3) Оказалось, что корешок ёлочки пробил пень, добывая себе питание и влагу.
4. Среди предложений 2—4 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
ОТВЕТ: предложение 4
(4)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем.