Прочитайте отрывки. Определите произведения и их авторов. 1. «Мама, -писал солдат.-На этой войне я две тысячи сорок девять километров. То, о чём хочу рассказать тебе, произошло на последних сорока девяти...Родная моя, как я соскучился по тебе 2. «А наказании за прогул отменяют поездку в Москву в осенние каникулы. Ребята решают найти и наказать виновного..» 3. «Если у человека что-либо драгоценнее его сердца?» «Черноголового баран и серую кобылу зарежем 4. зиму, корову продадим и справим детишкам одежонку, -говорила Кадиша.- А то совсем обносилось.» «Через минуту она уже поднимала за плечи полузамёрзшего, совсем ослабевшего мальчика. Девушку и мальчика уже почти 5. занесло снегом.» «Первого сентября открылась в Кокчетаве ярмарка, съехалось множество народа из соседних уездов. На одном из улиц на 6. дощатом забое они увидели большую афишу...»
Глагол - это необыкновенная часть речи. Необыкновенна тем, что называет бесчисленные действия, которые сопровождают человека всю его жизнь: трудовую, социальную, экономическую, научную, общественную, политическую и др.), различные явления природы. Глагол - это движение.
Большую роль глаголов подтверждает тот факт, что по частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). Глаголом раньше называли слово, речь: "Глаголом жги сердца людей!" (А.Пушкин). Речь...Дар речи... Каких только эпитетов не было дано этому бесценному чуду природы! Бессмертный, необыкновенный, божественный, изумительный, благословенный...В.Г. Короленко так определил: "Гениальная поэма остаётся для нас гениальной поэмой! Но что она значит перед самим даром речи, перед чудным орудием мысли - языком, которого не выдумать никакому отдельному гению, ни даже собранию гениев всех народов!" Чем тоньше становится человеческий ум, чем глубже он познаёт окружающий мир, тем разнообразнее глаголы, обозначающие речь, мысль, чувства.
Глагол - это часть речи, обозначающее действие или состояние предмета. Без такой части речи мы вряд ли узнали бы о том, как поступает главный герой любимой нами книги. Глаголы действуют на читателя, заставляя его представлять события, действия персонажа. Мы не смогли бы описать, что мы чувствуем к родным и близким.
В научной и познавательной деятельности невозможно объяснить весь процесс восприятия мира без использования глаголов. Без сомнения, не будь в нашем тексте глаголов - нам было бы очень трудно описать все разнообразие наших действий.
Кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью. На это обращали внимание многие писатели и поэты. Вспомним пушкинские строки:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Слух поэта различает и завывание ветра, и плач ребёнка, и шорох соломенной крыши, и неизвестный стук в окошко. И всё это глаголы. Пушкин умел мастерски их использовать.