Прочитайте отрывок из повести Бауыржана Момышулы «История одной ночи» (воспоминания о Герое Советского Союза Т.Тохтарове, погибшем в бою под Москвой).
Мы молчим и думаем о Тулегене. Я хочу видеть героя, ищу его лицо среди тысячи лиц бойцов нашего полка. Лица мелькают в моей памяти, но ни на одном из них я не могу сосредоточиться. Я мучаюсь, что не запомнил его. Малик Габдуллин напоминает мне о наших встречах с Тулегеном, но мне кажется, что я с ним никогда не встречался.
-Вот, товарищ командир, комсомольский билет и заявление Тулегена Тохтарова о приеме его в партию…он подал его тогда, перед боем.
Я раскрываю с трепетом комсомольский билет Тулегена –это идейный паспорт большинства нашей молодежи. Из нижнего угла книжки на меня смотрит открытое лицо юноши с правильными чертами. Прямой и ясный взгляд… Какое тонкое и умное лицо у этого рабочего парня!
Вот он какой! Я смотрю на эту карточку и вспоминаю январские дни, подмосковное село Нахабино, помещение больницы, где мы распределяли по подразделениям новое пополнение. Вот подходит к столу рослый юноша в аккуратно заправленной широкой шинели. Старательно отпечатав несколько шагов по мерзлому полу, стукнув каблуками, он останавливается по команде «смирно» и с достоинством представляется:
- Рядовой Тохтаров Тулеген!
- Кем хочешь быть?- спрашиваю его.
- Куда прикажете, туда и пойду, товарищ капитан, -бойко отвечает он.
- В автоматчики пойдешь?
- Есть в автоматчики.
… Я разворачиваю вчетверо сложенный лист, вырванный из тетради, и вслух читаю принять меня в ряды Коммунистической партии большевиков. Если меня убьют в бою за Родину меня все равно считать большевиком.
Сын скотовода, сам рабочий, Тулеген Тохтаров».
1.Запишите ключевые слова/словосочетания.
Любое слово, которое есть в языке может быть обнесено к определенной части речи: школа — существительное, новый — прилагательное , десять — числительное , кто-то — местоимение , пойти — глагол , долго — наречие, от — предлог , но — союз, даже — частица , ой — междометие .
По каким признакам объединяются слова в части речи?
Известный лингвист Л.В.Щерба говорил о том, что все слова русского языка объединяются в части речи с учетом того, что они обозначают, как изменяются и какую роль выполняют в предложении. Например: слово обозначает предмет, изменяется по числам и падежам, в предложении чаще всего выступает подлежащим или дополнением. Как вы думаете, о какой части речи мы говорим? Не сомневаюсь, что любой из вас узнал по этим признакам имя существительное.
Обратите внимание, что когда вы даете определение любой части речи, то обязательное перечисляете эти признака: имя прилагательное обозначает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежам и в предложении — определение.
Вот на этих «трёх китах» и основана классификация частей речи.
Всего в русском языке 10 частей речи. Их можно разделить на три группы:
1)самостоятельные (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие),
2) служебные (предлоги, союзы, частицы),
3) междометие.
Рассмотрим, чем они отличаются друг от друга. Самостоятельные части речи отвечают на вопросы, имеют лексическое значение, могут самостоятельно выполнять роль членов предложения. Например: глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?, обозначают действие, в предложении обычно сказуемые.
Служебные части речи на вопросы не отвечают, лексическим значением не обладают, не члены предложения. Их роль — связывать слова в предложении и словосочетании(предлоги), связывать однородные члены предложения или части сложного предложения (союзы), вносить определенные смысловые оттенки в предложение (частицы).
А что же с междометием? Эта часть речи не относится ни к самостоятельным( на вопросы не отвечает, лексическим значением не обладает, членом предложения не является), ни к служебным (ничего не связывает в предложении). Она сама по себе, единственная и неповторимая. Обозначает чувства, волеизъявления и ни от кого не зависит. .
Вот такие необычные и разные части речи.
Объяснение:.
Казалось бы, можно легко, листая журнал или книгу, где помещены репродукции работ художников и скульпторов, познакомится с их творчеством.
Почему для того, чтобы посмотреть подлинник, они едут в другой город или даже страну?
Нет, в картину он всегда вкладывает своё отношение к тому, что изображает, свои переживания и мысли - словом, своё, неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему.
Стоя перед картиной или скульптурой, мы стараемся понять её творца, разгадать то, что он хотел нам сказать.
И чем больше мы смотрим на картину-подлинник, тем больше она говорит нам , тем больше раскрывается перед нами её красота и своеобразие.