Прочитайте отрывок из повести Бауыржана Момышулы «История одной ночи» (воспоминания о Герое Советского Союза Т.Тохтарове, погибшем в бою под Москвой).
Мы молчим и думаем о Тулегене. Я хочу видеть героя, ищу его лицо среди тысячи лиц бойцов нашего полка. Лица мелькают в моей памяти, но ни на одном из них я не могу сосредоточиться. Я мучаюсь, что не запомнил его. Малик Габдуллин напоминает мне о наших встречах с Тулегеном, но мне кажется, что я с ним никогда не встречался.
-Вот, товарищ командир, комсомольский билет и заявление Тулегена Тохтарова о приеме его в партию…он подал его тогда, перед боем.
Я раскрываю с трепетом комсомольский билет Тулегена –это идейный паспорт большинства нашей молодежи. Из нижнего угла книжки на меня смотрит открытое лицо юноши с правильными чертами. Прямой и ясный взгляд… Какое тонкое и умное лицо у этого рабочего парня!
Вот он какой! Я смотрю на эту карточку и вспоминаю январские дни, подмосковное село Нахабино, помещение больницы, где мы распределяли по подразделения новое пополнение. Вот подходит к столу рослый юноша в аккуратно заправленной широкой шинели. Старательно отпечатав несколько шагов по мерзлому полу, стукнув каблуками, он останавливается по команде «смирно» и с достоинством представляется:
- Рядовой Тохтаров Тулеген!
- Кем хочешь быть?- спрашиваю его.
- Куда прикажете, туда и пойду, товарищ капитан, -бойко отвечает он.
- В автоматчики пойдешь?
- Есть в автоматчики.
… Я разворачиваю вчетверо сложенный лист, вырванный из тетради, и вслух читаю принять меня в ряды Коммунистической партии большевиков. Если меня убьют в бою за Родину меня все равно считать большевиком.
Сын скотовода, сам рабочий, Тулеген Тохтаров».
3. Сформулируй заголовок к тексту, отражающий его идею .
схема:
[Не только (сказуемое) (подлежащее)], [но и (однородное подлежащее) и (однородное подлежащее) (сказуемое),|_._._._._.|(дееприч.оборот)].
Задание № 1
Пусть - (модальная, формообразующая)
Же- модальная, усилительная
Только - Выделительно-ограничительная
Что за - восклицательная
Даже - усилительная
Задание № 2
Ни слуху ни духу
Она встаёт ни свет ни заря
Ни пуха ни пера
Задание № 3
Заглавие: Берегите растения!
Нужно бережно относиться ко всем растениям, даже к тем, которых очень
много, и они растут повсюду. И если уж срываешь несколько цветков, то не бери
самых крупных, самых привлекательных. Пусть из их семян вырастут такие же красивые
растения. Сорванный цветок быстро увянет, а оставленный расти не только
порадует своей красотой многих людей, но и даст жизнь сотням себе подобных.
Что за прелесть – этот луг усыпанный цветами!
Задание № 4
Чтобы не болеть, нужно закаляться. Что бы я ни делала, ничего не получалось.
Задание № 5
Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете
не один. Тебя окружают другие люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести
себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой.
Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.
Задание № 6
Ну-ка, отдай-ка.
Как-то, когда-то.
Давно ли, долго ли, правда же, ты же, было бы, знал бы.
Задание № 7
а) указательное местоимение
б) союз
в) постфикс
г)частица
Задание № 8
- Записать слитно или раздельно.
Не спускать глаз; лентяю всё нездоровится; внушать недоверие; не счастье, а горе;
уйти незаметно; непроглядный мрак; совсем не сладкий кисель; неосвещённая
комната; не переведённый мною текст; незасеянное поле; немедленно исполнить;
нисколько не трудно.
Задание № 9
- Составить предложение с прямой речью, употребив частицу ЛИ.
Вася спросил меня: "Давно ли ты навещала бабушку?"
Задание № 10
- Списать предложения, распознать НЕ и НИ:
Нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения и ни шума.
Мать сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз, не
думала о сне.
Маленькие осинки побеждают даже траву и вырастают, несмотря ни на что.
Объяснение: учебники и правила русского языка