Прочитайте предложения и определите модель, по которой они построены. Установите объекты сопоставления, факт сопоставления и критерии сопоставления. Сформулируйте коммуникативную задачу каждого предложения.
1. Климат над орошаемым оазисом в пустыне отличается от климата окружающей местности большей влажностью воздуха и меньшим альбедо (15% против 24–30% в пустыне).
2. Площадь бассейна Амазонки лишь немного меньше площади такого материка, как Австралия.
3. У человека и кошки области мозга, отвечающие за эмоции, идентичны.
4. Глинистая почва смывается сильнее, чем песчаная.
5. Растения и животные в первую очередь различаются по питания – автотрофного и гетеротрофного.
6. Если животные могут активно заглатывать пищу, то растения получают многие вещества, прежде всего минеральные, только в виде водных растворов.
7. Человек и высшие приматы одинаково могут выражать эмоции.
8. Геном человека ближе всего оказался к геному домашней кошки.
2. понимать (словарное слово)
3. занимают (словарное слово)
4. запершись (е, а вернее ё, потому, что нет суффикса -а)
5. запирается (в корне и, т.к. есть суффикс -а)
6. вниманием (словарное слово)
7. блестела (в корне е, т. к. нет суффикса -а)
8. блистал (и, т.к. есть суффикс -а)
9. блистательнейших (в корне и, т.к. есть суффикс -а)
10. сочетал (исключение)
11. вычитание (есть суффикс -а)
12. расстилавшейся (есть суффикс -а)
13. поднимается (есть суффикс -а); застилает (есть суффикс -а)
14. застелил (нет суффикса -а)
Выделите грамматические основы, сделайте схемы предложения.
Мы редко вспоминаем о том, что американские телевизоры и японские видеомагнитофоны имеют русское происхождение.
[ - = ], ( что - и - = ). - Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
Что главной составной частью любой продукции является не труд сборщиков на конвейере, а ее «интеллектуальная начинка», знают все.
(Что = -, а - ), [ = - ]. - Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
Идеи же, что заложены в устройство телевидеотехники, почти сплошь принадлежат русским.
[ - , (что- = ), = ]. - Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Идея последовательной передачи элементов изображения впервые пришла в XIX веке П. Бахметьеву, радиоволны «приручил» в 1895 году А. Попов, отцом телевидения во всем мире считается Владимир Зворыкин.
[- = ], [ = - ], [= - ]. - Бессоюзное сложное предложение.
Подлежащее
Сказуемое