Прочитайте предложения, соблюдая интонацию, подчеркните грамматические основы предложений, графически укажите границы предикативных частей. 2. Определите смысловые отношения между предикативными частями.
Каким союзным предложениям синонимичны бессоюзные сложные предложения? Проверьте методом подстановки союзов.
3.Расставьте знаки препинания между предикативными частями в БСП.
4.Укажите тип бессоюзного сложного предложения.
1. Подул ветерок заволновались хлеба побежали по ним сизые волны.
2.Он мог посоветовать только одно никогда не сдаваться.
3.Труд человека кормит лень портит.
4. Желаешь себе добра не делай зла другому.
5. Зеленели дубы и пихты вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.
6. Пора понять ты за себя в ответе.
7. Настанет утро двинемся в путь.
8. Богатому не спится богатый вора боится.
9. Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно.
10. Кончится дождь пойдём за грибами.
Но жизнь продолжается. Вот несколько синичек пролетело над головой и пропало в чаще парка. В кучке листвы шуршит обычная серая мышь. Она ищет съестное, запасается на зиму. Скоро настоящие холода. Снег оденет чащи леса и перелески в белый наряд.
Сложное предложения имеет две и более грамматических основ (подлежащее и сказуемое):
Сложносочинённое:
1) Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.
2) Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.
3) Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги
Сложноподчиненные:
4) Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит. [с придаточным изъяснительным → видно что?]
5) Выскочил из этого дома черноватый татарин, замахал рукой, чтоб к нему шёл Жилин.
[с придаточным обстоятельственным цели → замахал зачем? С какой целью?]