Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания: Я покинул родимый дом
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старую грусть.
Золотою лягушкою луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет Голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
1918г.
Вопросы ля письменного анализа:
а) В чём особенности композиции (построения) стихотворения?
б) Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?
в) Какие словесные изобразительные и выразительные детали кажутся вам особенно значимыми? Объясните роль этих деталей для понимания стихотворения.
г) Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?
9 Мая – день радости и скорби. Мы скорбим по погибшим, по тем, кто пожертвовал своей жизнью ради нашего благополучия. Мы радуемся Победе, самой великой победе добра над злом, веры в жизнь над фашизмом, добра над «черной чумой». Ведь в тот далекий весенний день произошло то, к чему миллионы людей шли четыре года, неся потери, страдая от горя. И сегодня мы радуемся нашей победе, гордимся тем, что мы — последователи великих победителей. День Победы… Что скрывают за собой такие привычные на первый взгляд слова? Слишком много… Воспоминания, слезы, запахи, чувство голода, одуванчики на обочинах разбитых дорог, особые песни и ошеломляющее чувство счастья. Счастья «выше неба», как сказал один из очевидцев тех дней… Предлагаем вниманию читателей фрагменты воспоминаний о том, каким был день 9 мая 1945 года в разных судьбах, городах и странах.
Объяснение:— Марина Николаевна, давайте проведём анкету, всего один во Чем бы ты хотел заняться в свободное время?»
—9)А зачем анкету? (Ю)Может с у ребят, что их интересует?
—11)Один скажет, другой промолчит — анкета, по-моему, лучше.
12)Я согласилась.13)Мы задали ребятам этот во и ответить письменно.
14)ответов было множество, и, если свести их воедино, все они говорили об одном: хочу знать,
хочу уметь.
15)«Есть ли люди на других планетах?» 16)«Остынет ли Солнце?» 17)«Как появился
первый человек?» 18)«Как починить электрический чайник?» (19)«Как собрать радиоприёмник?»
(20)Левин же написал кратко и энергично: «Хочу уметь клеить резину». (21)И, хотя он не
объяснил, зачем ему «уметь клеить резину», мы с Лёвой поняли: Боре нужно знать, как быть,
если лопнет камера футбольного мяча.
(2 2 )На сборе отряда Лёва сказал ребятам:
— Почему есть кружки рисования, пения, танцев, а кружков, где учатся работать, нет?
(23)Давайте устроим такой кружок и будем учиться работать. (24)Надо всё уметь делать.
(25)Нехорошо, если человек становится в тупик перед перегоревшими пробками.
(26) В кружок записались семь человек, но скоро прибавилось ещё столько же.
(27) У Лёвы оказались поистине золотые руки: он умел делать всё, и, за что бы он ни брался, всё у него выходило споро, точно.
(28) Он великолепно играл в шахматы, и ни одному из ребят ни разу не удалось его обыграть. (29)Он умел ответить на любой во Он знал, отчего трещит костёр, отчего в еловом лесу нет ни красных, ни жёлтых, ни синих цветов, почему в лесу много поваленных ветром
деревьев, а в поле одинокое дерево скорее устоит под ударами ветра.
66
(31)Я видела, что ребята стараются подражать Лёве. (32)Он отлично знал азбуку Морзе, и
все они стали выстукивать: «Звон бу-ла-та...»
— (33)Понимаете, Марина Николаевна, — с воодушевлением объяснили мне ребята, —
слог, в котором есть буква «а», означает точку! (34)Все остальные слоги — тире. (35)3абыл, как
изображается буква, — вспомни слово, которое начинается с этой буквы, произнеси его по слогам — и всё в порядке!
(36)Когда происходил этот разговор, я и мои ученики уже хорошо знали Лёву. (37)Лёва
Виленский учился в девятом классе. (38)Я его нередко заставала у Натальи Андреевны. (39)Он
был её учеником в начальной школе, и они остались большими друзьями. (40)Кажется, дня не
проходило, чтобы Лёва в перемену или после уроков не забежал к ней. (41)Думаю, что именно
Наталья Андреевна посоветовала направить Лёву вожатым в мой класс.
— (42)Хороший у вас будет сказала мне тогда Наталья Андреевна. —
(43)Можете во всём на него положиться.
(44)Она знала Лёву с одиннадцати лет, он пришёл в её класс в год войны. (45)Вместе со
школьным интернатом они эвакуировались в Горьковскую область. (46)Там всем, особенно
вначале, пришлось нелегко — и ребятам, и учителям. (47)Школа на первых порах не отапливалась: чернила замерзали, опухшие пальцы с трудом удерживали карандаш. (48)В доме не было
света, долгие вечера проходили при тусклом мерцании трёх коптилок. (49)И уже тогда было
видно, что Лёва не из тех, кто опускает руки, если становится трудно. (50)От него никогда не
слышали ни жалоб на усталость, ни отказа от работы; он многое умел делать сам и ещё большему научился. (51)Летом школьники колхозу: работали в поле, на огороде; почти для
всех это было непривычно и нелегко — это тоже было испытанием не только выносливости, но
и характера. (52)И худой, близорукий Лёва выдержал экзамен.
— (53)Вы сами увидите, каков он в деле, — сказала тогда Наталья Андреевна. —
(54)Расс его о механической мастерской — сразу познакомитесь!
(55)Позже я действительно с Лёву, что это была за механическая мастерская, и
вот что он рассказал мне.
— (56)В сорок четвёртом мы вернулись из эвакуации, первым делом всё обежали, осмотрели: как в школе, во дворе. (57)А во дворе, в самом углу, стоял домик, в нём прежде была какая-то мастерская. (58)3ашли мы туда. (59)Мрачно, грязно, деревянный пол перекосился, мусора целые горы. (60)И тут же всякая металлическая рухлядь — станки брошенные, никуда не
годные. (61)Ну, взялись мы, можно сказать, засучив рукава — не смотреть же на такое, в самом-то деле! (62)Анатолий Дмитриевич учителя... (63)Такую устроили мастерскую!
(64)Работали желающие... ну, и я в том числе.
(65)Он не сказал, что с первого дня был душой этой затеи.
— (66)Что же выпускала ваша мастерская? — с я.
— (67)Гибкий вал для танков! — ответил Лёва.
(68)И как ответил! (69)Выразительней, с большей гордостью нельзя было сказать. (70)Да и
было чем гордиться!
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:
"И как ответил! Выразительней, с большей гордостью нельзя было сказать. Да и
было чем гордиться!"
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.