Прочитайте стихотворение тексты. Какова структура предложений? сколько частей входит в каждое сложное предложение? Найдите главную и придаточные части. Поставьте вопрос от главной части к придаточной. Каким членом предложения буду являться союзные слова? 1) Тот, кто жизнью живёт настоящей,
кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
2) Отец её был добрый малый,
В веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой,
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
В политической жизни общества важное место принадлежит общественной деятельности молодежи, ее организаций, среди которых до конца 80-х гг. определенную роль играл комсомол. Вместе с тем, происходящие в обществе изменения отчетливо выявили кризис в молодежном движении. Данные социологических исследований в последнее десятилетие стали постоянно фиксировать тот факт, что эффективность деятельности комсомола резко упала, молодежь разочаровалась в формах и методах его работы. Отстав от жизни, оторвавшись от молодежи, от реальных процессов, он не мог не прийти к поражению.
Монополизм, который долгое время олицетворял комсомол, не мог не сказаться на молодежном движении.
Однако растущее требование жизни о преобразовании одной молодежной организации в многообразные формы организации молодежной инициативы реально претворяется в жизнь: в начале 90-х гг. появилось большое количество как формализованных, так и самодеятельных движений молодежи по самым разнообразным злободневным общественным проблемам. Коренное изменение форм и методов их работы, решительный отказ от монополии, заорганизованности, непосредственная связь с жизнью молодежи - вот реальный источник жизне любой молодежной организации.
Вместе с тем отсутствие точного понимания положения и роли молодежных организаций чревато негативными последствиями, которых можно и нужно избежать, если проблемы отношения молодежи к обществу и общества к ней строятся на учете реально складывающихся тенденций в общественной жизни.
В отечественной социологии накоплен определенный опыт исследования проблем молодежи. Научно-исследовательский центр ВКШ при ЦК ВЛКСМ (с 1990 г.- Институт молодежи) провел изучение широкого круга вопросов, волнующих молодых людей нашей страны.
В современных условиях на первый план вышла проблема статуса молодого человека, его положения и места в жизни общества. Социологическими исследованиями было выявлено, что декларируемые права молодежи плохо обеспечиваются в реальности. Это касается и трудовых гарантий, и участия в общественно-политической жизни, и обеспеченности жильем, и возможностей удовлетворить материальные и духовные потребности. Так, обеспеченность общежитиями малосемейных составляет 15%, не удовлетворено 1,5 млн заявок на детские сады. К тридцатилетнему возрасту большинство о молодежи не устраивает ее материальное положение.
Нельзя согласиться с бытующими в сознании старшего поколения обвинениями, что молодые люди «не те, какими были мы». Результаты социологических исследований говорят о том, что подавляющее большинство молодых людей не так уж плохи, как кажется на первый взгляд: 98% верят в любовь как высшую ценность жизни, 15% ответили отрицательно на предложение бросить работу, если бы они получили наследство. Не менее ярко проявляются и общественно-политические интересы молодежи.
Одним из препятствий на пути гражданского становления становится непонимание старшим поколением интересов молодежи - об этом сказала пятая часть о Хотя это вечно старая и вечно новая проблема, однако в 70-х гг. она приобрела характер острой конфронтации, что не только привело к разрыву части молодежи с интересами старшего поколения, но и подорвало идеалы, вдохновлявшие ее в течение длительного времени.
Молодежь давно уже не приемлет снисходительно-покровительственного отношения к себе со стороны старших. В ее среде силен критический настрой. У молодого поколения вызрели трудные для общества вопросы. Как относиться к предшествующим поколениям в свете того, что творилось в нашей действительности? Кто несет ответственность за преступления против миллионов людей? Как избежать повторения ошибок? Приходится признать, что у многих из старших нет особых оснований поучать молодых тому, как жить. Вернуть доверие молодых нудным морализаторством и рассказами о том, как они геройски и трудно жили) не удается. Основа для совместной работы - тот процесс очищения, который важно довести до конца. Общество находится ныне в таком положении, когда изобличается все двуличное и ложное. Вера старого толка сегодня рушится. Рушится там, где она строилась на наивной мечтательности, непродуманных политических решениях и программах, на социальной демагогии. Место такой веры занимает здоровое сомнение --подвергающее проверке и наши новые планы, и программы. И на почве этого чувства вырастает суровое, мужественное, ответственное отношение к действительности.
Если необходимо возродить в душах молодежи идеалы, то следует, как справедливо утверждает И.М. Ильинский, бояться не разоблачения ошибок а неопределенности в том, что и как делать в настоящем, куда и как двигаться дальше. Молодежь при всей ее потребности иметь честную историческую память помыслами и планами устремлена вперед. Но чтобы по-настоящему увлечь молодежь перспективами завтрашнего дня, ее надо заинтересовать уже сегодня. В общественных программах и государственных планах в качестве самостоятельных требуется выделить разделы, касающиеся проблем молодежи) и прежде всего социальных.
1
1) [старик был так поражен его словами], (что всплеснул руками).
схема: [-- =], →насколько? в какой степени? →(
вид придаточного предложения: обстоятельственное меры и степени.
2) [впервые я услышал], (как шелестит лист, | поздней осенью с дерева (причастный оборот)|).
схема: [-- =], → что? →(как = |~|).
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
3) [нынче в пять часов утра, (когда я открыл глаза), ←когда? ←в окно моей комнаты повеяло запахом цветов].
схема: (когда =].
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное времени.
4) [должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях], (которые бегут под буреломом о мерцающих звездах).
схема: [ = ],→каких? →(
вид придаточного предложения: придаточное определительное.
5) [слышно было], (как мать звенела стаканами, |разливая чай (причастный оборот)|).
схема: [ = ],→что? →(как -- =, (~
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
6) [летят к вербе пчелы, бабочки], (потому что их привлекают душистые сережки).
схема: [ = --],→почему? →(потому что
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное причины.
7) [небо на востоке стало темнеть], (хотя солнце еще не ушло за горизонт).
схема: [ -- = ],→не смотря на что? →(хотя
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное уступки.
8) [я прежде всего должен высказать то], {в чем до сих пор не решался сознаться самому себе).
схема: [ -- = ],→что? →(в чём
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
9) (чтобы не заблудиться в лесах), [нужно знать приметы].
схема: (←зачем? с какой целью? ← [ = ].
вид придаточного предложения: придаточное обстоятельственное цели.
10) [всю ночь мы лежали у костра и слушали], (как шумит море).
схема: [ -- = и = ],→что? →(как
вид придаточного предложения: придаточное изъяснительное.
2 .
(если бы природа могла чувствовать к человеку за то), (что онпроник в ее жизнь и воспел ее), [то прежде всего эта выпалабы на долю михаила пришвина].
тип подчинения: придаточное обстоятельственное условия " если бы природа могла чувствовать к человеку за то" зависит от сказуемого выпала (при каком условии? ) главной части, а придаточное изъяснительное "что онпроник в ее жизнь и воспел её" зависит от сказуемого могла чувствовать (что? ) придаточного обстоятельственного условия. это предложение с последовательным подчинением придаточных.
виды придаточных: придаточное обстоятельственное условия (; придаточное изъяснительное (
схема: (если →что? →( [-- =].
↑← при каком условии? ←↓
(от главного предложения ведем стрелку с вопросом к первому придаточному (если