Прочитайте текст.
(1)Дело это давнее, а из памяти не уходит. (2)Было так: штурмом взяли рейхстаг, стихла пальба, и по траншее, вырытой на берегу речки Шпрее, ходили как неприкаянные опалённые боями люди. (3)На лицах усталость, страшная усталость… (4)Четыре года тяжёлого ратного труда: кровь, грохот, сердце в кулак сжато, спишь — не спишь — война!
(5)И вдруг в полной тишине раздались новые звуки. (6)Глядим — откуда ни возьмись сваливается с неба стайка диких уточек; подержались в воздухе, покружились и пикируют совсем рядом на воду, под горбатый мостик, что неподалёку от рейхстага: «Кря-кря-кря-а-а!..» (7)Да так заливисто и весело кричат, аж оторопь взяла. (8)Смотрим и глазам не верим: только-только огненный смерч прокатился, а они вон уже как мирно беседуют! (9)И сразу стало легче на сердце: вот оно что, птицы верный знак подают, сразу чуют, что к чему.
(10)Встрепенулись бойцы и будто налились силой, поправляют гимнастёрки, чистят сапоги. (11)Загрубевшие руки уже жаждут обнять матерей, жён, детей: значит, мир! (12)А уточки всё заливаются, перелетают, суетятся, словно понимают, что нынче можно прочно устраиваться и строить гнездо. (13)Вот так, помнится, мирные птичьи голоса стали для нас, солдат, вещим звуком — конец войне. (14)И сейчас, как в то далёкое время, вспоминаются крылатые вестники мира — мира на долгие годы.
(По В. Воронину)
1. Озаглавьте текст.
2. Определите и запишите основную мысль текста.
3. Составьте план текста.
4. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что опалённые боями солдаты испытывали страшную усталость? Запишите ответ.
5. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−6 текста. Запишите ответ.
6. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13−14 текста. Запишите ответ.
7. В предложениях 3−4 найдите слово со значением «боевой, относящийся к войне». Выпишите это слово.
8. В предложениях 10−12 найдите слово со значением «охватить руками, выражая ласку, нежность». Выпишите это слово.
9. В предложениях 12−14 найдите слово со значением «предсказывающий, прозорливый понять будущее». Выпишите это слово.
10. В предложениях 1−3 найдите слово со значением «ров, предназначенный для укрытия личного состава». Выпишите это слово.
11. В предложениях 12−14 найдите слово со значением «торопливо двигаться, хлопоча без нужды». Выпишите это слово.
12. В предложениях 8−10 найдите антоним к слову «тяжелее» и выпишите его.
13. В предложениях 8−10 найдите антоним к слову «воинственно» и выпишите его.
14. В предложениях 1−3 найдите синоним к слову «замолкла» и выпишите его.
15. В предложениях 1−3 найдите синоним к слову «неустроенные» и выпишите его.
С сочинительными союзами (подчёркнуты):
Девушка, которую мне представили, была не столько красивой, сколько обаятельной.
В продуктовом магазине, куда Наташа пришла за овощами для салата, не было ни огурцов, ни помидоров.
От ветра старый тополь поскрипывал то тихо, то пронзительно, как скрипят плохо смазанные дверные петли.
С подчинительными союзами:
Евгений опоздал на утреннюю электричку, поэтому приехал в город позже.
Когда в класс вошёл завуч, даже отъявленные хулиганы притихли.
Петя проснулся рано, едва первый луч солнца прокрался к нему в комнату.
Кому проще правильно писать: русскому школьнику по
русски или английскому по английски? Проще русскому, но не
потому, что русский язык “легче” английского. Наоборот, люди,
учившиеся говорить по английски и по русски, утверждают,
что изучить русский гораздо труднее. Ну а если ты говоришь
на русском или на английском языке с детства, то о трудности
говорить не приходится. Но дело и в том, что русская орфография
всё же ближе, чем английская, к тому идеальному положению,
когда каждому звуку отвечает одна буква и каждая буква означает
один и тот же звук. Конечно, в русском языке всё не совсем так просто, но
имеется ряд довольно простых правил, позволяющих правильно
писать. Это правило проверки безударных гласных, сомнитель-
ных согласных и другие. Но написание ряда слов приходится
запоминать. В английской орфографии всё наоборот. Написа-
ние большинства слов приходится запоминать и
редко встречаются слова, которые мож-
но правильно написать “по правилам” (Ф. Фолсом).
Объяснение: