Прочитайте текст. cоставьте к нему вопросы. сформулируйте основные проблемы текста и тезисы. внимание журналиста к факту, потребность проанализировать его внешние связи оказывается более близкой научному взгляду на жизнь. если, как утверждал ученый и.п. павлов, "факты для ученого - как воздух для крыльев птицы, на которые она опирается в полете, то для журналиста факт, оставаясь главным содержанием текста информационного сообщения, в жанрах информационно-аналитических чаще всего становится аргументом или примером в обосновании взгляда на проблему. возможно и еще более широкое понимание взаимоотношения понятий "факт" и "жанр". "да что такое факты? факты сообщает репортер: там-то, тогда-то загорелось это, погибло столько-то. но разве надо писать одни репортажи? если написать "вчера состоялся съезд партии "n" - это будет факт. а если написать "вчера состоялся съезд партии. поздравляю! " - это, согласитесь, нечто иное". если сообщить, сколько икры и шампанского употребили делегаты съезда - это бульварная журналистика. если написать, кто дал деньги на икру и шампанское - это ближе к расследованию. если поразмыслить, чего сей спонсор захочет от партии "n" за свои деньги - это комментарий. а если спросить: где совесть? - это публицистика. как все просто. вот как все вульгарно. (vulgaris - простой, грубо ) - такое иронично-наглядное определение возможной взаимосвязи факта и жанра дает журналист александр минкин. хотя все не так просто. у талантливого журналиста есть "крылья" - анализ факта в контексте действительности, мысль - живая, динамично развивающаяся. мысль журналиста направлена на решение проблем социально-политических, общественно-значимых. более активное проявление аналитического начала (в соотношении с началом образно-эмоциональном) возможно в проблемной статье, но вряд ли характерно для очерка или репортажа. в целом соотношение эти двух начал можно считать одним из отличительных признаков журналистики как творческой профессии.
Третьяковская галерея называется по имени Павла Михайловича Третьякова. Он положил начало этому замечательному собранию.
Третьяков был купец. Свое богатство он решил употребить на пользу народа. Павел Михайлович был хорошо образован. Он очень увлекался живописью: читал книги по искусству, посещал выставки, знакомился с художниками. Живопись Павел Михайлович глубоко чувствовал. Художники поражались его метким замечаниям.
"Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,- думал Третьяков.- Пора и нам иметь такой же". В 1856 году Павел Михайлович Третьяков купил две первые картины - художников Шильдера и Худякова (см.).
Третьяков появлялся на открытии выставок сосредоточенный, молчаливый. По лицу ничего не поймешь: кажется, пока лишь прислушивается, что другие говорят. Но решение уже принято. Картины еще не развешивали в залах, когда он объездил мастерские художников, узнал, кто чем занят, все взял на заметку. Он всех обгонял. Случалось, царь, нацелившись на выставке купить какую-нибудь картину, подходил поближе и читал записочку на раме: "Куплена господином Третьяковым".
Приобретенную картину Третьяков не уступал и царю. Ведь он, Третьяков,
собирал сокровища не для себя, а для народа. Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже он позволил пропускать всех желающих. 31 августа 1892 года Павел Михайлович Третьяков подарил свое собрание городу Москве.
Павел Михайлович был очень скромный человек. Вся Россия благодарила его за бесценный дар, всем хотелось узнать побольше о жизни Третьякова, о его многолетнем собирательстве, но на газет он отвечал: "Сведений о себе я не дам, так как очень не люблю, когда обо мне что-нибудь печатается". Павел Михайлович долго не позволял писать с него портрет. Он считал себя ничем не замечательным человеком и не хотел, чтобы художники тратили на него время и силы.
Первый портрет Третьякова сделал художник Крамской. Зимой 1876 года он выполнял некоторые заказы Третьякова. В свободные часы художник и собиратель прогуливались по залам галереи, беседовали об искусстве, читали вслух новые журналы и книги. Однажды Павел Михайлович заболел. Привычное течение его жизни нарушилось. Он очень тосковал без дела. И тут Крамской, угадав его настроение, попросил: "Павел Михайлович, разрешите написать с вас портрет?"
Третьяков махнул рукой: "Пишите!.."