Прочитайте текст и ответьт на во А . Макаренко «Педагогическая поэма» и выполните задания к тексту.
В канцелярии, то есть в небольшом кабинетике, который я для себя к этому времени выкроил среди колонистских помещений, я преступной рукой написал на нашем бланке, что у гражданина Ваця Онуфрия принято в счет причитающегося с него продналога объемного фуража — овсяной соломы — семнадцать пудов. Подпись. Печать. Ваць Онуфрий низко кланялся и за что-то благодарил. Уехал. Братченко весело действовал со своей компанией в конюшне и даже пел. Калина Иванович потирал руки и виновато посмеивался: — Вот, черт, попадет тебе за эту штуку, но что ж ты будешь делать? Не пропадать же животному. Она же государственная, все едино . . . — А чего это дядько такой веселый уехал? — с я у Калины Ивановича. — Да, а как же ты думаешь? То ему в город, на гору ехать, да там еще в очереди стоять, а тут он, паразит, сказал — семнадцать пудов, никто и не проверял, а может, там пятнадцать. Через день к нам во двор въехал воз с сеном. — Ось продналог. Тут Ваць у вас здавав . . . — А ваша как фамилия? — Та и я ж Вацив, тоже Ваць, Стэпан Ваць. — Сейчас . Пошел я искать Калину Ивановича посоветоваться. На крыльце встретил Антона. — Вот показал дорогу с продналогом, а теперь . . . — Принимайте, Антон Семенович, оправдаемся. Принимать было нельзя, не принимать тоже нельзя. Почему, спрашивается, у одного Ваця приняли, а другому отказали? — Иди, принимай сено, я пока расписку напишу. И еще приняли мы воза два объемного фуража и пудов сорок овса. Ни жив ни мертв, ожидал я расправы. Антон внимательно на меня поглядывал и еле-еле улыбался одним углом рта. Зато он перестал сражаться со всеми потребителями транспортной энергии, охотно выполнял все наряды на перевозки и в конюшне работал, как богатырь. Наконец я получил краткий, но выразительный за Предлагаю немедленно сообщить, на каком основании колония принимает продналог. Райпродкомиссар Агеев»
Задания
1) Обратитесь к справочной литературе или поисковой системе сети Интернет и найдите информацию об авторе и его книге.
2) Как вы думаете, какие события предшествовали тому, что описано в данном фрагменте?
3) Определите тему текста и основную мысль.
4) Определите стиль текста. Какие жанры официально-делового стиля названы в тексте? Текст какого документа представлен?
5) Попробуйте восстановить текст расписки, которую написал А . Макаренко 6) Прочитайте еще раз текст официального за представленного в отрывке. Как вы думаете, форма какого глагола смягчает тон за Какой глагол наиболее уместен для за требующего немедленного исполнения?
Фонетический разбор
едИницей¹– 4 слога, е-ди-ни-цей
е - [ й᾽] – согл., непарн. зв., сон., непарн. мягк.
\ [ и ] – гласн., безуд.
д - [ д᾽ ] – согл., парн. зв., парн. мягк.
и - [ и ] – гласн., безуд.
н - [ н᾽] – согл., непарн. зв., сон., парн. мягк.
и - [ и´] – гласн., уд.
ц - [ ц ] – согл., непарн. глух., непарн. тв.
е - [ ы ] – гласн., безуд.
й - [ й᾽] – согл., непарн. зв., сон., непарн. мягк.
8 букв, 9 звуков [й᾽ид᾽ин᾽и´цый᾽]
сложнейшей¹– 3 слога, сло-жней-шей
с - [ с ] – согл., парн. глух., парн. тв.
л - [ л ] – согл., непарн. зв., сон., парн. тв.
о - [ а ] – гласн., безуд.
ж - [ ж ] – согл., парн. зв., непарн. тв.
н - [ н᾽ ] – согл., непарн. зв., парн. мягк.
е - [ э´] – гласн., уд.
й - [ й᾽] – согл., непарн. зв., сон., непарн. мягк.
ш - [ ш ] – согл., парн. глух., непарн. тв.
е - [ ы ] – гласн., безуд.
й - [ й᾽] – согл., непарн. зв., сон., непарн. мягк.
10 букв, 10 звуков [слажн᾽э´й᾽шый᾽]
Я - [й] - согласный, мягкий, звонкий, непарный-->[а] - гласный, ударный;
г - [г] - согласный, твердый, звонкий, парный;
о - [а] - гласный, безударный;
д - [д] - согласный, твердый, звонкий, парный ;
а - [а] - глас, безуд:
5 букв, 6 звуков.
Поет - [п а й' о т]
п - [п] - согласный, твердый, глухой, парный;
о - [а] - гласный, безударный.
ё - [й'] - согласный, мягкий, непарный.
о - [о] - гласный, ударный.
т - [т] - согласный, твердый, глухой, парный.
4 буквы, 5 звуков
Поставь мой ответ лучшим