Прочитайте текст и письменно выполните задания к нему.
Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели
огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную
гору – айсберг.
В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что удастся только женщин, детей, да
и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического
оркестра, находящегося на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они
вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на
концертах, и заиграли.
Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора.
Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной,
напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до
последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за
жизнь, за счастье, за радость.
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел
расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку
бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от
паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто
находился в эти минуты на корабле. Какой могучей силой должна обладать музыка оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни им сохранить душевное равновесие,
человеческое достоинство.
Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело
корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли
палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.
Все музыканты судового оркестра «Титаника» играли до последнего момента и погибли в
ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.
1. К какому типу речи относится этот текст? –
2. К какому стилю речи относится текст? –
3. Сформулируйте главную мысль (идею) текста. –
4. Составьте и запишите один тонкий во к тексту. –
5. Составьте и запишите один толстый во к тексту. –
2. Он страшно бледен был, и худ, и слаб.
3. Поставила хозяйка самовар, все выложила на стол: сахар, булку, студень, огурцы.
4. На западе мутно тлел не желающий умирать закат.
5. Вдали виднелась небольшая березовая роща.
Б. 1. Двор, залитый асфальтом, был похож на большой каменный колодец.
2.Доносившийся снизу шум моря говорил о покое.
3. Несколько успокоенный я отправился к себе на квартиру.
4. Проснувшись рано, в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор.
5. Подъехав к господскому дому, он увидел белое платье, мелькающее между деревьев.
А слова для морфологического разбора надо обязательно давать в предложении, так как одним из пунктов морфологического разбора предусматривается указание синтаксической роли разбираемого слова.
(О) языке – имя существительное.
I Обозначает предмет: о чём? – о языке.
Н. ф. – язык.
II Морф признаки: постоянные – неодушевлённое, нарицательное, мужского рода, II склонения; непостоянные – в единственном числе, в предложном падеже.
III (… о чём? ) о языке. (Подчеркните пунктирной линией, чтобы показать, что это дополнение; вместо многоточия запишите глагол-сказуемое, от которого задаёте вопрос к существительному).