Прочитайте текст и выполните задания: Золотая рыбка.
Анюта бежала домой сломя голову, находясь на седьмом небе от счастья, ведь завтра в
школе должен состояться новогодний бал-маскарад, которого она так долго ждала с
замиранием сердца. Дома её ждала мама, она всю ночь не покладая рук и не сомкнув глаз
готовила праздничный костюм для дочери, но, несмотря на это, работы ещё хватало.
Анюта не знала, какой костюм на этот раз сошьёт любимая мамочка, и ломала голову над
этим вопросом. В году на новогоднем празднике она была в костюме Мальвины,
за который получила первое место. Поэтому сейчас ей никак не хотелось ударить в грязь
лицом и снова быть на высоте.
Прибежав домой, она первым делом пошла в комнату, где её ждал сюрприз…
-Вот, посмотри, что я тебе приготовила, - сказала мама. Анюта увидела замечательный ярко-
оранжевый, расшитый блёстками костюм золотой рыбки. Она ещё раз убедилась, что у
мамы золотые руки мамочка! – не помня себя от счастья, вскрикнула Анечка. Ей не терпелось
примерить костюм. Не было сомнений, что «золотая рыбка» будет одной из лучших на
маскараде, оставалось лишь пришить плавники и украсить корону. Мама, не теряя времени,
принялась за работу. Дочка тоже не хотела сидеть сложа руки, хотя ходила уже вокруг мамы
как сонная муха.
-Быстро спать, тебе нужно выспаться, - сказала мама.
Аня в спальню, и проспала всю ночь без задних ног. Ей снилось, что на маскараде
она завоевала главный приз за свой необыкновенный костюм. Проснувшись ни свет ни заря,
Анютка побежала в комнату мамы. На кровати , переливаясь блёстками, лежал маскарадный
костюм.
На маскарад Анюту собирала вся семья. Все восторженно глядели на «Золотую рыбку». И
вот двери школы распахнулись перед оравой детей, которые с интересом рассматривали
замечательно украшенный зал, да и друг друга. Все были радостные, весёлые. Анютка своим
нарядом всех поразила, а в конце праздника под аплодисменты присутствующих в зале
единогласно была признана королевой бала.
мамочка! Как я тебя люблю девочка, оглядывая зал счастливыми
глазами. По пути домой она думала о том, «интересно, какой же костюм придумает мама в
следующий раз?»
1.Выделите ключевые слова.
2.Определите основную мысль текста, опираясь на ключевые слова.
3.Найдите в тексте 5 - 8 фразеологизмов, объясните их значение.
4.Составьте монолог ( 5-8 предложений) на одну из предложенных тем, опираясь на
схему или иллюстрацию.
Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки
Сложноподчинённым называется предложение, части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.
Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая отдругой, называется придаточным предложением. Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.
Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.
Например: Нужно читатьтолько те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков. (М. Горький.) Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели первым зелёным шумом. (Г. Скребницкий.) Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова — поэзии. (С. Маршак.)
Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:
[=], (которые =).
[—= и,(когда ——), =].
(Если — =), [=]
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.
Например: 1) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое,говорящее, чудесное. (М. Горький.) 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. (К. Паустовский.)
В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение — Живопись важна ещё и тем; первое придаточное — что художник часто замечает то — поясняет главное, а самопоясняется вторым придаточным — чего мы совсем не видим.
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях
Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице:
Подчинительные союзы не являются членами придаточногопредложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.
Например: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)
Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.
Например: Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Незнаю, зачем он это сделал.
В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.
Особого комментария требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главногопредложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.
Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревнявыполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.
Сравните: Озеро, к которому мы подошли, оказалось чистым и глубоким.— Я встретился с человеком, которого давно не видел.
Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других —...
2. Думка — небольшая подушка, подкладываемая под голову.
прииск - место разработки драгоценного ископаемого.
Робил— работать без устали, делать, трудиться, корпеть, работать засучив рукава, работать, работать не покладая рук.
Ходко шел - Легко и быстро двигаясь.
сажени - 1. Старая русская мера длины, равная трём аршинам (2,13 м).
2. Количество чего-н., измеряемого такой мерой.С. земли (сажень квадратная). С. дров (сажень кубическая). 3. Линейка, планка такой длины для измерения.Измерить что-н. саженью.
оплошко - Ошибка, ошибочный поступок, промах.
скользком - имеющий гладкую поверхность, не создающую сильного трения; такой, на котором трудно удержаться, устоять или который трудно удержать; (перен.) ненадёжный, двусмысленный, опасный.
могутный - сильный физически, крепкий; могучий.
покорыствовался и на артелке устатка, незнаю.