Прочитайте текст К. Г. Паустовского и выполните задания
(1) Так началась осень. (2) Для меня она пришла сразу в это утро. (3) До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, а жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.
(4) Осень пришла внезапно. (5) Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей: от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки. (6) Осень пришла врасплох и завладела землей: садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (7)Все сразу стало осенним.
(8) Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. (9) Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. (10) Только днем было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.
(11) Листья падали дни и ночи. (12) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (13) К концу сентября перелески обнажились, поэтому сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
1. Определить стиль, тип речи.
2. Определить тему, основную мысль.
3. Найти слова, употребленные в переносном значении.
– С какой целью их употребляет автор?
2. Выполнить задания:
1. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
2. Замените разговорное слово «суматоха» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3. Замените словосочетание «пароходного гудка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выпишите грамматическую основу предложения 5
5. Выпишите страдательное причастие из предложения 13.
6. Найдите в предложении 8 глагол с чередующимся гласным звуком в корне слова.
7. Среди предложений 6–10 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.
за покосившИМся (М.р., ед.ч., Т.п. ) забором,
в спустившЕМся (М.р., ед.ч., П.п.) тумане,
с веселящИМся (М.р., ед.ч., Т.п. ) щенком,
к тренирующИМся (мн.ч., Д.п. ) спортсменам,
о начинающЕМся (М.р., ед.ч., П.п. ) дне,
в закончившЕМся (М.р., ед.ч., П.п. ) спектакле.
Под развевающИМся (М.р., ед.ч., Т.п. ) флажком,
про несбывшУЮся ( Ж.р, ед.ч., В.п.) надежду,
за присутствующЕГО (М.р., ед.ч., Р.п. ) гостя,
со встречающИМИся (мн.ч., Т.п.) похожими,
на извивающЕЙся (ж.р., ед.ч., П.п. ) тропинке,
без полагающЕГОся (М.р., ед.ч., Р.п. ) приглашения.
2. А сестра говорит ей (3 лицо, ед.ч., ж.р., Д.п.):
- Если и пропадёшь, так плакать о тебе (2 лицо, ед.ч., П.п.) никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе (2 лицо, ед.ч., Д. п.) корзинка.
3. Ветер снегом ей (3 лицо, ед.ч., ж.р., Д.п.) глаза порошит, платок с неё (3 лицо, ед.ч., ж.р., Р.п.) рвёт.
4. Испугалась она (3 лицо, ед.ч., ж.р., И.п.), хотела убежать, да поздно.
5. - Не я (1 лицо, ед.ч., И.п.) выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.
6. Тут все двенадцать поглядели на неё (3 лицо, ед.ч., ж.р., В.п.) и стали между собой переговариваться.
7. Поговорили они (3 лицо, мн.ч., И.п.), поговорили и замолчали.
8. И только он (3 лицо, ед. ч., м.р., И.п.), это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер.
9. Что же ты (2 лицо, ед. ч., И.п.) стоишь? - говорит ей (3 лицо, ед.ч., ж.р., Д.п.)Март. - Торопись, нам (1 лицо, мн. ч. Д.п.) с тобой всего один часок братья мои подарили.
10. А их (3 лицо, мн. ч., Р.п.) видимо-невидимо!