Прочитайте текст Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» и выполните задания к нему. Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958
Задания
1. К кому и в какой части стихотворения обращается автор? К чему он призывает?
[2]
2. Какую проблему решает автор?
Как, по мнению автора, можно заставить трудиться «душу»? Что нужно делать, чтобы не позволять душе лениться? Какой смысл он вложил в эти слова?
Какие художественно-изобразительные средства использует автор? (приведите 2-3 примера)
[5]
3. Составьте цитатный план из пяти пунктов.
[3]
Всего : [10]
Письмо
Выберите одно из предложенных заданий.
Задание 1. Напишите эссе – рассуждение на одну из предложенных тем. Используйте в речи деепричастия совершенного и несовершенного вида, применяя знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения. Объем слов 120 - 140 слов.
1. Как определиться с выбором профессии?
2. Совершают ли люди ошибки при выборе профессии?
3. Космос начинается на земле.
4. Хочу ли я стать космонавтом?
Задание 2. Напишите биографию одного из казахстанских космонавтов. Используйте в речи причастные и деепричастные обороты. Объем слов 90-100 слов.
Наровля || Несвиж || Новогрудок || Новолукомль || Новополоцк Орша || Осиповичи || Островец || ОшмяныППетриков || Пинск || Полоцк || Поставы || ПружаныРРечица || РогачёвССветлогорск || Свислочь || Слуцк || Сенно || Скидель || Славгород || Слоним || Смолевичи ||Сморгонь || Солигорск || Старые Дороги || Столбцы || Столин Толочин || Туров Уздааниполь Хойники Чаусы || Чашники || Червень || Чериков || ЧечерскШШкловЩучин
Слов у лягушонка мало, это:"Ква-ква" и все,но они могут сказать очень многое.Лягушонок может плакать так,говоря,что ему не хватает насекомых,что он голоден.Он может прославлять дождик,слякоть,любую сырость,лишь бы не сохла его кожица.Он может петь и о любви к солнышку, целыми часами славить теплые дожди,призывать подружку,петь ей серенады,
при опасности молить о прославлять Природу,квакать,как ему хорошо!
2 вариант написания.
Мне кажется, что автор текста в переносном значении описал жителей дома и лягушонка. Он хотел показать читателю, что люди имеющие не самостоятельно организованные блага , удобства, комфорт, не умеют ценить это. Они не умеют видеть прекрасное в простых, повседневных вещах. Такие люди и даже животные не знают как тяжело бывает жить, добывать, пищу и ночлег. И зачастую не имеющие ничего, очень трудолюбивы и намного богаче душой , чем те , которые живут в достатке.
Выбирай любой понравившийся =)