Прочитайте текст однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой. день был солнечный, жаркий. но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из нее посыпался частый крупный дождь. а солнце все продолжало светить. дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце. не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. «погляди, юра, как красиво», – сказала мама. я взглянул. через все небо разноцветной дугой протянулась радуга. один ее конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга. от нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. в воздухе пахло цветами, медом и земляникой. и вопросы к тексту 1. озаглавьте текст. 2. определите тип речи. передайте в двух-трех предложениях содержание текста. что описывается в тексте? 3. какие тропы используются при описании дождя, радуги? каково их значение? 4. какие прилагательные использует автор, чтобы ярко и образно описать дождь? подберите к ним антонимы. 5. попробуйте описать снегопад так, чтобы мы увидели и почувствовали его красоту. 6. выполните фонетический разбор слов дождь, медом. найдите в тексте слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. 7. найдите слова без окончания. о чем свидетельствует отсутствие окончания? 8. найдите в тексте слова – формы одного и того же слова и однокоренные слова. напишите парадигму форм слова, продолжите ряд однокоренных слов. 9. какими частями речи являются слова однажды, вдруг? чем отличаются наречия от других частей речи? найдите еще наречия в тексте. какие другие наречия можно употребить, описывая дождь, снегопад? 10. выпишите 4–5 слов с орфограммой «гласные и согласные в приставках». есть ли слова с орфограммой «буквы з и с на конце приставок»? 11. перепишите слова набежала, разноцветной, кустов, светить, далеко. отметьте в каждом слове ту значимую часть, которая указывает на грамматические признаки существительного, прилагательного и глагола. запишите рядом со словом эти признаки. 12. объясните постановку знаков препинания во втором, последнем предложениях второго абзаца, в предложении с прямой речью. 13. сколько в тексте сложных предложений? составьте схему одного из них. 14. выполните синтаксический разбор первого предложения. 15. выделите грамматические основы первого предложения второго абзаца и последнего предложения. что в них особенного?
2. Тип речи: описание с элементами повествования.
3. частый, крупный, солнечный
4.Редкий, мелкий, пасмурный.
5. Мёдом — слово из 2 слогов: Мё-дом. Ударение падает на букву ё.
Транскрипция слова: [м’одам]
м — [м’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
д — [д] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
м — [м] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
Слова: неё,листьев, деревьев, её.
В слове 5 букв и 5 звуков.
зЕмляникой
подОшли
набЕжала
продОлжало
ДОждевые
тЯжело
взглЯнул.
протЯнулась
упИрался
зЕмляникой.
6.Все наречия. Однажды вдруг, например. и с нулевым например пар
7. Дуга, радуга;
Солнечный, солнце;
Дождь, дождевые
8. Наречия
9. Пошла, подОшли, набЕжала, посыпался, продолжали, повисали