Прочитайте текст. Запишите ключевые слова и выражения. 2. Определите основную мысль текста, опираясь на ключевые слова и словосочетания.
3. Составьте в парах диалог и обсудите проблему «Болезни» глобального изменения климата: к чему готовиться?»
Доказательства изменения климата всем хорошо известны (это заметное уже и без приборов): повышение среднемировой температуры (более мягкие зимы, более жаркие и засушливые летные месяцы), таяние ледников и повышение уровня мирового океана, а также всё чаще возникающие и всё более разрушительные тайфуны и ураганы, наводнения в Европе и засухи в Австралии.
Действительно, климат нашей планеты меняется постоянно. Всем известно про ледниковые периоды, про всемирный потоп и пр. Согласно геологическим данным среднемировая температура в разные геологические периоды колебалась от +7 до +27 градусов по Цельсию. Сейчас средняя температура на Земле составляет примерно +14о С и еще довольно далека от максимума. Так, чем же обеспокоены ученые, главы государств и общественность?
Главной движущей силой климата является Солнце. Например, неравномерное нагревание земной поверхности (сильнее у экватора) является одной из главных причин ветров и океанических течений.
Кроме того на климат влияют изменение орбиты Земли, ее магнитного поля, размеров материков и океанов, извержения вулканов. Все это - естественные причины изменения климата. До недавнего времени они, и только они, определяли изменения климата, в том числе начало и конец долговременных климатических циклов, таких как ледниковые периоды.
В последнее время к естественным факторам добавился еще один – антропогенный, т.е. вызванный деятельностью человека. Основным антропогенным воздействием является усиление парникового эффекта, влияние которого на изменение климата в последние два столетия в 8 раз выше влияния изменений солнечной активности.
о проблеме чести и достоинства в повести "капитанская дочка" можно рассказать на примере характеров и поступков двух офицеров: петра гринёва и алексея швабрина.
пётр предстаёт в начале повествования типичным недорослем, но в нём чувствуются задатки хорошего, порядочного человека, заложенные в семье. он добр и дарит мужику, спасшему его и слугу савельича в буран от верной гибели, заячий тулуп. он дерётся за честь капитанской дочери на дуэли со швабриным, который опорочил девушку. он, не боясь смерти, не отрекается от служения отечеству и остаётся верным присяге, данной императрице, отказываясь подчиниться воле самозванца пугачёва. наконец, рискуя жизнью, бросается спасать машу из белогорской крепости, занятой мятежниками и остаётся верен своей любви наперекор родителям. всё это говорит о том, что по мере взросления пётр гринёв из юноши вырос в смелого, верного, честного и отважного мужчину и офицера, служащего родине верой и правдой, не уронившего чести и достоинства в самых трудных ситуациях. отправляя сына служить, старший гринёв напутствовал его "береги платье снову, а честь -- смолоду". пётр выполнил наказ отца.
не таков швабрин, мелкий завистник и сплетник, который был сослан в белогорскую крепость за убийство на дуэли. швабрин распускал слухи о семье коменданта миронова, присягнул на верность пугачёву, держал машу миронову в плену, склоняя к замужеству, и оклеветал петра, заявив, что тот является пособником самозванца. из-за трусости и малодушия швабрин стал предателем, чем уронил своё достоинство и замарал человеческую и офицерскую честь
нравственный выбор гринёва -- служить отечеству и быть верным своей любви.
о нравственном выборе швабрина сказать нечего, потому что он -- безнравственный человек.